Алексей Филипповский

Техническую сторону онлайн-журналистики "рассекретили" на SputnikPro

184
(обновлено 16:22 27.11.2019)
О кооперации технической службы с журналистами и способах привлечения читателя рассказали в рамках проекта SputnikPro в Эстонии руководитель центра интернет-технологий РИА Новости Алексей Филипповский и руководитель редакции РИА Новости Недвижимость Ольга Набатникова.

ТАЛЛИНН, 23 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. В субботу, 23 ноября, в пресс-центре Sputnik Эстония стартовал новый модуль образовательного проекта SputnikPro, который еще лучше помог разобраться представителям СМИ Эстонии и Латвии в тонкостях современной онлайн-журналистики.

Алексей Филипповский
© Sputnik / Юлия Калинина
Алексей Филипповский

Техническую сторону вопроса современных СМИ, работающих во всемирной паутине, осветил руководитель центра интернет-технологий РИА Новости Алексей Филипповский.

В своей вступительной речи он вспомнил об истории интернета. Так, в далеком прошлом остался всемирный интернет Web 1.0 со статичными страницами и фиксированными вариантами дизайна. Сейчас версия всемирной паутины — Web 2.0, а это динамические страницы, активное участие пользователя в развитии страницы и дизайн, меняющийся в зависимости от устройства. Движется же Web 2.0 быстрым темпом к Web 3.0, то есть потихоньку деятельность человека онлайн становится равнозначной его деятельности вне сети. Многие жизненные вопросы решаются в интернете, и в Эстонии такие социокультурные сдвиги особенно хорошо ощущаются. Яркий пример — это электронные выборы.

Раз интернет постоянно развивается, то должны постоянно развиваться и интернет-СМИ. При этом роль в развитии онлайн-ресурсов отводится не только технической службе, но и журналистам, отметил Филипповский.

Порой, однако, журналисты вообще не понимают, зачем нужны технические специалисты и чем они занимаются. Задач же у технической службы две. Первая — решение существующих проблем с использованием как можно меньшего количества ресурсов, то есть нужно постоянно экономить ограниченный ресурс компании. Вторая — как, имея больше ресурсов, пропорционально решать необходимый объем проблем ("ресурсов дали в два раза больше, а выполнить нужно — в двадцать раз"). В отличие от соцсетей, рекламных сетей и онлайн-игр СМИ обычно не создают инновации, а лишь используют их.

Журналист должен обеспечить жизнь материалу после публикации

Филипповский сообщил, что "нетехническим" работникам СМИ важно хотя бы в общих чертах понимать, что делает техническая служба и как устроена техническая часть работы онлайн-СМИ.

Понимать, например, "стандартную архитектуру", то есть разбираться в типах серверов: тогда будут понятны принципы работы Google, Facebook и прочих сайтов. Журналист должен иметь хотя бы толику технических знаний, и тогда процессы, которые происходят с материалом после его написания и публикации, станут более прозрачны и понятны, а взаимодействие с "технарями" улучшится.

Ключевой вопрос к контенту в 2019 году, сказал Филипповский, такой — "Откуда к вам на сайт приходят люди и какие есть источники трафика у современного медиаканала?".

Это могут быть новостные агрегаторы от крупных компаний (таких как Google или Yandex) или же локальные агрегаторы, рекомендательные сервисы или поисковые системы.

Агрегаторы — сотни известных и неизвестных критериев. Что учесть?

Изданий, пишущих новости, зафиксировано в каком-либо из агрегаторов большое количество, а контент на одну тему сформировывается в агрегаторе в сюжет. Алгоритмы формируются бесчеловечно — заголовок должен быть максимально понятен роботу. То есть никаких "коммерсантовских" изысков робот не приемлет.

Участники образовательной программы для журналистов SputnikPro из Эстонии и Латвии
© Sputnik / Юлия Калинина
Участники образовательной программы для журналистов SputnikPro из Эстонии и Латвии

Но это всё ненадолго — сюжет переформатируется каждые пять минут, и выборка идёт по новому принципу. Учитывается обязательно и качество информации: насколько она эксклюзивна, достоверна, как часто ссылаются на источник. Есть еще около 100 критериев, которые никто не раскрывает и которые влияют на позицию СМИ внутри сюжета.

"Но есть базовая рекомендация — выпускать статью как можно быстрее и иметь внутри эксклюзивную информацию, чтобы все остальные ресурсы на эту информацию ссылались. Не обязательно должна быть гиперссылка. Достаточно простого упоминания, что такое-то издание об этом сообщило, и этому изданию дадут больше плюсов и обеспечат выше позицию", — объяснил Филипповский.

Все новостные агрегаторы борются и за так называемый дополнительный контент. Так, написанную новость можно рерайтнуть (буквально — "переписать") несколько десятков раз, но ценность новости от этого не увеличится, так как та же история просто написана немного другими словами.

"Однако если все написали одно и то же, а я добавил семантически близкую новость со свежим комментарием, то она будет ценнее. Таким образом агрегаторы поощряют создание эксклюзивной информации. Но журналисту нужно учитывать, что сотни его коллег одновременно работают с тем же материалом, и если они что-то дописали, а вы нет, то ваша новость становится менее ценной. Это бесконечная, дорогостоящая и сложная борьба. Ее можно выиграть, например, не качеством, а количеством, генерируя большое число материалов с добавлением новой информации. Если такие ресурсы у СМИ есть, тогда новостные агрегаторы могут стать для него значительным источником трафика на сайт", — уточнил Филипповский.

Далее речь Филипповского пошла о нюансах других источников посещаемости — рекомендательных сервисах, поисковом трафике и прямом трафике.

Ольга Набатникова
© Sputnik / Юлия Калинина
Ольга Набатникова

Затем SputnikPro продолжился выступлением руководителя редакции РИА Новости Недвижимость Ольги Набатниковой, которая прочла лекцию на тему "Как писать о событиях в городе, чтобы получать трафик и цитируемость". Всё больше людей живёт в городах, и освещение происходящих в городах событий представляет читателям зачастую не меньший интерес, чем, допустим, общемировая политика или экономика.

В условиях огромного количества информации журналист должен хорошо понимать, как можно добиться внимания читателя. Набатникова назвала три основных варианта привлечения читателя. Первый способ — это вызвать у читателя эмоцию. Второй способ — прагматичный, то есть материал должен объяснять читателю, как сэкономить его время, деньги или иной ресурс. Третий способ — социальный, то есть, к примеру, апеллирует к его чувству гордости, стремлению помочь ребенку или принадлежать к какой-то социальной группе.

Журналисты объяснили, чем полезен SputnikPro

Редактор информационного интернет-портала "Нарвская газета" и "Виру Проспект" Роман Викулов, впервые побывавший на SputnikPro, сообщил Sputnik Эстония, что мнение представителей большой всемирной новостной организации полезно для маленького эстонского СМИ, так как рассказывает основные тенденции и дает направление развития.

Редактор информационного интернет-портала Нарвская газета и Виру Проспект Роман Викулов
© Sputnik / Юлия Калинина
Редактор информационного интернет-портала "Нарвская газета" и "Виру Проспект" Роман Викулов

Он подчеркнул, что на SputnikPro лекторы осветили не только общие, но и практичные моменты. Так, лекторы проекта SputnikPro наглядно объясняют, как достучаться до потребителя, как его найти.

"Как было сказано сегодня — всё начинается уже с заголовка. То есть, выбирая не тот заголовок, который будет хорошо приниматься Google, мы находимся в более слабой позиции. Нужно учитывать очень много факторов, чтобы получить максимальную аудиторию", — резюмировал Викулов.

Пообщался Sputnik Эстония и с гостями из Латвии, которые участвовали в проекте не впервые. Алёна Цветкова, главный редактор латвийского онлайн-журнала Brunch.lv, рассказала Sputnik Эстония, что с удовольствием во второй раз посетила модуль SputnikPro в Эстонии. По мнению Цветковой, лекторы на SputnikPro дают интересную и полезную информацию, при этом очень доступным языком. Даже узкопрофессиональные вещи объясняются очень понятно.

Алёна Цветкова главный редактор онлайн-журнала Brunch.lv
Юлия Калинина
Алёна Цветкова главный редактор онлайн-журнала Brunch.lv

"Прослушав первую часть лекции, я смогу разговаривать с техническим специалистом, который поддерживает сайт нашего онлайн-журнала, на общем языке. Часто я ставила ему конкретные задачи или озвучивала проблемы, но его ответы повергали меня в шок, так как не хватало знаний. Теперь буквально за полтора часа, как мне кажется, большую часть необходимых знаний я получила", — сказала участница курса из Латвии.

Алёна Цветкова отметила, что техническую сторону сайта важно понимать и главному редактору, и простому журналисту, так как на повестке дня стоит вопрос развития. Рынок, конкуренты и коллеги задают серьезный ритм продвижения СМИ, постоянно появляются новые механизмы и алгоритмы. Если не понимать модные тенденции и условия правильного взаимодействия с читателем, не уметь продвигать материалы в поисковых системах или соцсетях, то очень легко оказаться в последних рядах.

"Недостаточно просто нанять специалиста и платить ему деньги. Нужно поставить перед ним правильные задачи. В современном СМИ нужно учитывать всё. И как написан текст, и насколько он авторский и уникальный, и какая есть картинка, и как всё адаптируется под различные устройства, и насколько приятен внешний вид материала", — добавила она.

Участник SputnikPRO Андрей Татартчук
© Sputnik / Юлия Калинина
Участник SputnikPRO Андрей Татарчук

Еще один завсегдатай SputnikPro, журналист из Латвии Андрей Татарчук отметил, что ему важно разобраться в том, как наиболее эффективно довести материал (будь то статья, видео или прочий тип контента) до читателя.

"Журналисты и техническая служба неразрывно связаны между собой, как две стороны одной монеты. Мне интересно, как в их сотрудничестве СМИ развивается, как можно сделать СМИ успешнее. Журналист должен обладать широким кругозором и критическим мышлением, разбираться, условно говоря, и в криптовалютах, и в минеральных удобрениях. Поэтому мне было очень интересно послушать лекторов SputnikPro, а понимание каких-то технических решений наверняка пригодится мне в будущем", — сказал Татарчук.

Sputnik Эстония уже писал о том, что SputnikPro — это проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб, блогеров и других специалистов медиасферы, направленный на обмен опытом с зарубежными коллегами, развитие медиакоммуникаций и профессиональных связей.

За время существования проекта в разных форматах в нем приняли участие представители более 80 стран. Очные мастер-классы SputnikPro проходили, помимо Эстонии, в Абхазии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Греции, Грузии, Индии, Кыргызстане, Молдове, Турции и Южной Осетии и многих других странах мира.

Вам будет также интересно прочитать и посмотреть:

184
Теги:
образовательный проект SputnikPro, онлайн, журналистика
Тема:
Проект SputnikPro — школа медиа-виртуозов (50)
По теме
Как прошел очередной образовательный проект SputnikPro в Таллинне — фотогалерея
Образовательный проект SputnikPro в Эстонии
SputnikPro в Эстонии расскажет о секретах интернет-технологий
В пресс-центре Sputnik Эстония пройдет образовательный проект SputnikPro

Куклачев раскрыл секрет необычных кошачьих кличек в его театре

525
Руководитель московского Театра кошек и артист Дмитрий Куклачев на встрече в редакции Sputnik Эстония рассказал о том, как кошки Сосиска и Картошка получили свои необычные клички.
Куклачев: нашим кошкам и котам мы дали эксклюзивные имена

Прозвища для животных в московском Театре кошек нередко возникают спонтанно, сказал корреспонденту Sputnik Эстония руководитель театра Дмитрий Куклачев. Сегодня, заметил он, кличка "Матроскин" стало уже нарицательным, существует огромное количество животных, которых так зовут. Но в Театре кошек есть и, если можно так сказать, эксклюзивные имена.

"Кошка Сосиска, кошка Картошка, кот Банан. То есть, это наши эксклюзивные имена, которые даны не просто так. Кошка Сосиска названа так потому, что она очень любит сосиски, причем, определенного производителя и содержания", — рассказал Куклачев.

Другую кошку назвали Картошкой, потому что как-то раз ее застали за игрой с картофелиной. Так придумываются интересные имена, которые остаются с животными на всю жизнь. "Кот Шнурок, допустим. Придете к нам домой, он будет со шнурками играть. Вы встанете, а у вас шнурки развязаны", — сказал Дмитрий Куклачев.

Встреча с заслуженным артистом России прошла в стенах пресс-центра Sputnik Эстония 12 декабря. В редакцию Куклачев пришел со своим питомцем, пушистым "артистом" Театра кошек Куклачева, котом Матроскиным. Всего же, по его словам, в Театре кошек на сегодняшний день выступают 170 пушистых "артистов", из которых около 40 — уже преклонного возраста.

Читайте также:

 

 

525
Теги:
кошки, животные, Дмитрий Куклачев
По теме
Необычная семейка: кошка стала матерью для осиротевших бельчат (видео)
Прощай, Grumpy Cat: умерла самая "сердитая кошка" Интернета
"Аморфная" кошка примеряет для себя рыбий дом - забавное видео

Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония фото

116
(обновлено 19:43 12.12.2019)
  • Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония
  • Главная звезда встречи – кот Матроскин
  • Кот Матроскин знакомится с корреспондентом Sputnik Эстония
  • Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония
  • Матроскин очень любит когда его гладят
  • Кот Матроскин дает интервью Sputnik Эстония
  • Кот Матроскин уронил табличку с именем своего хозяина и грызет ее
  • Дмитрий Куклачев со знаменитым актером своего театра котом Матроскиным
В пресс-центре Sputnik Эстония в четверг, 12 декабря в формате пресс-конференции, прошла встреча с Заслуженным артистом РФ Дмитрием Куклачевым.

Дмитрий Куклачев рассказал не только о ярком новогоднем спектакле "Зимняя сказка", который будет показан в Таллинне, но и том, как живут кошки в театре. Вместе с Дмитрием в гости в пресс-центр Sputnik Эстония пришел пушистый артист — кот Матроскин.

В текущем 2019 году, продолжил Дмитрий Куклачев, его отцу, основателю Театра кошек Юрию Куклачеву исполнилось 70 лет. Свой юбилей он отметил на сцене. А скоро уже и Театру кошек исполнится 30 лет. За все это время нигде в мире подобный театр не появился.

"Чтобы создать Театр кошек, нужно сделать не просто номер с участием животных, нужно сделать спектакль. На него у меня уходит от двух до пяти лет", — объяснил Куклачев.

Театр кошек Куклачева — это уникальный театр, в котором живут и выступают около двухсот кошек. В Таллинн на представление приехало сорок кошек-артистов.

Вам таже будет интересно прочитать или посмотреть это:

116
  • Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония

  • Главная звезда встречи – кот Матроскин
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Главная звезда встречи – кот Матроскин

  • Кот Матроскин знакомится с корреспондентом Sputnik Эстония
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Кот Матроскин знакомится с корреспондентом Sputnik Эстония

  • Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Дмитрий Куклачев и кот Матроскин в гостях у Sputnik Эстония

  • Матроскин очень любит когда его гладят
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Матроскин очень любит когда его гладят

  • Кот Матроскин дает интервью Sputnik Эстония
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Кот Матроскин дает интервью Sputnik Эстония

  • Кот Матроскин уронил табличку с именем своего хозяина и грызет ее
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Кот Матроскин уронил табличку с именем своего хозяина и грызет ее

  • Дмитрий Куклачев со знаменитым актером своего театра котом Матроскиным
    © Sputnik / Вадим Анцупов

    Дмитрий Куклачев со знаменитым актером своего театра котом Матроскиным

Теги:
фотолента, гости, Sputnik Эстония, кот
По теме
Рождественские ярмарки, коты и роботы: какие развлечения подготовил ноябрь
"Отец" ученого кота Савелия посетит Таллинн в предрождественские дни

Черышева: позиция Европы по отношению к Sputnik Эстония это преступное молчание

0
Sputnik Эстония стал ярчайшим примером борьбы с инакомыслием в Балтийском регионе, рассказала руководитель издания Елена Черышева

РИГА, 7 июл — Sputnik. Эстонские власти продолжают ограничивать деятельность агентства Sputnik Эстония, нарушая принципы свободы слова. Об этом руководитель издания Елена Черышева рассказала на международной конференции "Мир глазами СМИ в 2020 году".

В мероприятии приняли участие представители американской и европейских редакций Sputnik. Помимо них, на конференции выступили директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, независимый американский журналист Ева Бартлетт, и швейцарский писатель Ги Меттан.

Одной из основных тем для обсуждения на конференции стало систематическое давление на представительства Sputnik в странах Балтии. Как сообщила Елена Черышева, Sputnik Эстония стал ярчайшим примером борьбы с инакомыслием в Балтийском регионе.

"Мы прочувствовали на себе и административное давление, и экономическую блокаду, и политическую цензуру, и, наконец, угрозы уголовным преследованием, - заявила Черышева в своей речи. – Только эстонские полицейские могут позволить себе вольно интерпретировать европейские санкции, распространяя персональные санкции ЕС на российское государственное СМИ".

В частности, Елена Черышева напомнила, что с 1 января 2020 года сайт Spuntik Эстония работает в чрезвычайном режиме. Сотрудникам агентства пришлось уволиться, поскольку Департамент полиции и погранохраны республики разослал им письма с ультиматумом: если журналисты продолжат сотрудничать с МИА "Россия сегодня", им грозит открытие уголовного дела по статье "Несоблюдение европейских санкций". Под нарушением власти Эстонии подразумевают ограничения, введенные в 2014 году против генерального директора МИА Дмитрия Киселева. Однако само агентство не числится ни в одном санкционном списке до сих пор.

По словам Черышевой, ее пугает позиция Европы в отношении Sputnik Эстония.

"Молчит Брюссель – и это преступное молчание, - сказала журналист. – По большому счету оно развязывает руки другим странам, которые начинают изучать опыт Эстонии по закрытию Sputnik".

Единственное, чего удалось добиться редакции агентства – это разморозить налоговые платежи.

"То есть мы продолжаем платить налоги в эстонские государство, - уточнила Елена Черышева. – При этом налоговый департамент полностью закрыл доступ к электронной среде нашей компании. Надеюсь, что в МИА "Россия сегодня" найдут выход, потому что говорить сейчас правду именно на национальных языках жизненно необходимо".

Журналист и политолог Армен Гаспарян полагает: реакция европейских структур на блокировку издания демонстрирует, что в странах Балтии нет свободы слова.

"На Западе в отношении Sputnik Эстония прозвучали лишь незначительные голоса, что это недопустимо, - сказал Гаспарян. – Но я не вижу масштабных акций по этому поводу".

По мнению эксперта, европейские организации выбрали позицию невмешательства только потому, что речь идет о российском СМИ.

"Гонения на Sputnik в ряде стран стали формальностью. Может, мы тогда неправильно понимаем свободу слова? Может, должны быть дополнения написаны к этому термину, что свобода слова – это условное игнорирование любой правды с нашей стороны?" - задался вопросом Гаспарян в конце своего выступления.

Слова Гаспаряна подтверждает тот факт, что редакция Sputnik во Франции до сих пор не аккредитована в президентском пуле и не может посещать Елисейский дворец. Об этом сообщила представитель агентства Марья Липатова.

"Но при этом нужно отметить, что мы первые из франкоязычных СМИ заговорили о коронавирусе и продолжали работать, несмотря на пандемию, - заявила журналист. – Кадры, сделанные корреспондентом Sputnik, для своих репортажей потом забирали ведущие национальные СМИ Франции".

Также Липатова добавила, что Sputnik Франция регулярно обвиняют в распространении фейковых новостей, хотя агентство публикует переводы высказываний российских политиков на французский язык. Тем не менее, аудитория агентства растет.

"Более того, мы зарабатываем доверие коллег, которые цитируют Sputnik Франция", - подытожила Липатова.

Конференция "Мир глазами СМИ в 2020 году" посвящена анализу текущего состояния журналистики в России и мире. Мероприятие прошло в Международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" 7 июля в формате онлайн из-за пандемии коронавируса.

0
Теги:
Елена Черышева, Sputnik Эстония, Эстония