Алексей Филипповский

Техническую сторону онлайн-журналистики "рассекретили" на SputnikPro

160
(обновлено 16:22 27.11.2019)
О кооперации технической службы с журналистами и способах привлечения читателя рассказали в рамках проекта SputnikPro в Эстонии руководитель центра интернет-технологий РИА Новости Алексей Филипповский и руководитель редакции РИА Новости Недвижимость Ольга Набатникова.

ТАЛЛИНН, 23 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. В субботу, 23 ноября, в пресс-центре Sputnik Эстония стартовал новый модуль образовательного проекта SputnikPro, который еще лучше помог разобраться представителям СМИ Эстонии и Латвии в тонкостях современной онлайн-журналистики.

Алексей Филипповский
© Sputnik / Юлия Калинина
Алексей Филипповский

Техническую сторону вопроса современных СМИ, работающих во всемирной паутине, осветил руководитель центра интернет-технологий РИА Новости Алексей Филипповский.

В своей вступительной речи он вспомнил об истории интернета. Так, в далеком прошлом остался всемирный интернет Web 1.0 со статичными страницами и фиксированными вариантами дизайна. Сейчас версия всемирной паутины — Web 2.0, а это динамические страницы, активное участие пользователя в развитии страницы и дизайн, меняющийся в зависимости от устройства. Движется же Web 2.0 быстрым темпом к Web 3.0, то есть потихоньку деятельность человека онлайн становится равнозначной его деятельности вне сети. Многие жизненные вопросы решаются в интернете, и в Эстонии такие социокультурные сдвиги особенно хорошо ощущаются. Яркий пример — это электронные выборы.

Раз интернет постоянно развивается, то должны постоянно развиваться и интернет-СМИ. При этом роль в развитии онлайн-ресурсов отводится не только технической службе, но и журналистам, отметил Филипповский.

Порой, однако, журналисты вообще не понимают, зачем нужны технические специалисты и чем они занимаются. Задач же у технической службы две. Первая — решение существующих проблем с использованием как можно меньшего количества ресурсов, то есть нужно постоянно экономить ограниченный ресурс компании. Вторая — как, имея больше ресурсов, пропорционально решать необходимый объем проблем ("ресурсов дали в два раза больше, а выполнить нужно — в двадцать раз"). В отличие от соцсетей, рекламных сетей и онлайн-игр СМИ обычно не создают инновации, а лишь используют их.

Журналист должен обеспечить жизнь материалу после публикации

Филипповский сообщил, что "нетехническим" работникам СМИ важно хотя бы в общих чертах понимать, что делает техническая служба и как устроена техническая часть работы онлайн-СМИ.

Понимать, например, "стандартную архитектуру", то есть разбираться в типах серверов: тогда будут понятны принципы работы Google, Facebook и прочих сайтов. Журналист должен иметь хотя бы толику технических знаний, и тогда процессы, которые происходят с материалом после его написания и публикации, станут более прозрачны и понятны, а взаимодействие с "технарями" улучшится.

Ключевой вопрос к контенту в 2019 году, сказал Филипповский, такой — "Откуда к вам на сайт приходят люди и какие есть источники трафика у современного медиаканала?".

Это могут быть новостные агрегаторы от крупных компаний (таких как Google или Yandex) или же локальные агрегаторы, рекомендательные сервисы или поисковые системы.

Агрегаторы — сотни известных и неизвестных критериев. Что учесть?

Изданий, пишущих новости, зафиксировано в каком-либо из агрегаторов большое количество, а контент на одну тему сформировывается в агрегаторе в сюжет. Алгоритмы формируются бесчеловечно — заголовок должен быть максимально понятен роботу. То есть никаких "коммерсантовских" изысков робот не приемлет.

Участники образовательной программы для журналистов SputnikPro из Эстонии и Латвии
© Sputnik / Юлия Калинина
Участники образовательной программы для журналистов SputnikPro из Эстонии и Латвии

Но это всё ненадолго — сюжет переформатируется каждые пять минут, и выборка идёт по новому принципу. Учитывается обязательно и качество информации: насколько она эксклюзивна, достоверна, как часто ссылаются на источник. Есть еще около 100 критериев, которые никто не раскрывает и которые влияют на позицию СМИ внутри сюжета.

"Но есть базовая рекомендация — выпускать статью как можно быстрее и иметь внутри эксклюзивную информацию, чтобы все остальные ресурсы на эту информацию ссылались. Не обязательно должна быть гиперссылка. Достаточно простого упоминания, что такое-то издание об этом сообщило, и этому изданию дадут больше плюсов и обеспечат выше позицию", — объяснил Филипповский.

Все новостные агрегаторы борются и за так называемый дополнительный контент. Так, написанную новость можно рерайтнуть (буквально — "переписать") несколько десятков раз, но ценность новости от этого не увеличится, так как та же история просто написана немного другими словами.

"Однако если все написали одно и то же, а я добавил семантически близкую новость со свежим комментарием, то она будет ценнее. Таким образом агрегаторы поощряют создание эксклюзивной информации. Но журналисту нужно учитывать, что сотни его коллег одновременно работают с тем же материалом, и если они что-то дописали, а вы нет, то ваша новость становится менее ценной. Это бесконечная, дорогостоящая и сложная борьба. Ее можно выиграть, например, не качеством, а количеством, генерируя большое число материалов с добавлением новой информации. Если такие ресурсы у СМИ есть, тогда новостные агрегаторы могут стать для него значительным источником трафика на сайт", — уточнил Филипповский.

Далее речь Филипповского пошла о нюансах других источников посещаемости — рекомендательных сервисах, поисковом трафике и прямом трафике.

Ольга Набатникова
© Sputnik / Юлия Калинина
Ольга Набатникова

Затем SputnikPro продолжился выступлением руководителя редакции РИА Новости Недвижимость Ольги Набатниковой, которая прочла лекцию на тему "Как писать о событиях в городе, чтобы получать трафик и цитируемость". Всё больше людей живёт в городах, и освещение происходящих в городах событий представляет читателям зачастую не меньший интерес, чем, допустим, общемировая политика или экономика.

В условиях огромного количества информации журналист должен хорошо понимать, как можно добиться внимания читателя. Набатникова назвала три основных варианта привлечения читателя. Первый способ — это вызвать у читателя эмоцию. Второй способ — прагматичный, то есть материал должен объяснять читателю, как сэкономить его время, деньги или иной ресурс. Третий способ — социальный, то есть, к примеру, апеллирует к его чувству гордости, стремлению помочь ребенку или принадлежать к какой-то социальной группе.

Журналисты объяснили, чем полезен SputnikPro

Редактор информационного интернет-портала "Нарвская газета" и "Виру Проспект" Роман Викулов, впервые побывавший на SputnikPro, сообщил Sputnik Эстония, что мнение представителей большой всемирной новостной организации полезно для маленького эстонского СМИ, так как рассказывает основные тенденции и дает направление развития.

Редактор информационного интернет-портала Нарвская газета и Виру Проспект Роман Викулов
© Sputnik / Юлия Калинина
Редактор информационного интернет-портала "Нарвская газета" и "Виру Проспект" Роман Викулов

Он подчеркнул, что на SputnikPro лекторы осветили не только общие, но и практичные моменты. Так, лекторы проекта SputnikPro наглядно объясняют, как достучаться до потребителя, как его найти.

"Как было сказано сегодня — всё начинается уже с заголовка. То есть, выбирая не тот заголовок, который будет хорошо приниматься Google, мы находимся в более слабой позиции. Нужно учитывать очень много факторов, чтобы получить максимальную аудиторию", — резюмировал Викулов.

Пообщался Sputnik Эстония и с гостями из Латвии, которые участвовали в проекте не впервые. Алёна Цветкова, главный редактор латвийского онлайн-журнала Brunch.lv, рассказала Sputnik Эстония, что с удовольствием во второй раз посетила модуль SputnikPro в Эстонии. По мнению Цветковой, лекторы на SputnikPro дают интересную и полезную информацию, при этом очень доступным языком. Даже узкопрофессиональные вещи объясняются очень понятно.

Алёна Цветкова главный редактор онлайн-журнала Brunch.lv
Юлия Калинина
Алёна Цветкова главный редактор онлайн-журнала Brunch.lv

"Прослушав первую часть лекции, я смогу разговаривать с техническим специалистом, который поддерживает сайт нашего онлайн-журнала, на общем языке. Часто я ставила ему конкретные задачи или озвучивала проблемы, но его ответы повергали меня в шок, так как не хватало знаний. Теперь буквально за полтора часа, как мне кажется, большую часть необходимых знаний я получила", — сказала участница курса из Латвии.

Алёна Цветкова отметила, что техническую сторону сайта важно понимать и главному редактору, и простому журналисту, так как на повестке дня стоит вопрос развития. Рынок, конкуренты и коллеги задают серьезный ритм продвижения СМИ, постоянно появляются новые механизмы и алгоритмы. Если не понимать модные тенденции и условия правильного взаимодействия с читателем, не уметь продвигать материалы в поисковых системах или соцсетях, то очень легко оказаться в последних рядах.

"Недостаточно просто нанять специалиста и платить ему деньги. Нужно поставить перед ним правильные задачи. В современном СМИ нужно учитывать всё. И как написан текст, и насколько он авторский и уникальный, и какая есть картинка, и как всё адаптируется под различные устройства, и насколько приятен внешний вид материала", — добавила она.

Участник SputnikPRO Андрей Татартчук
© Sputnik / Юлия Калинина
Участник SputnikPRO Андрей Татарчук

Еще один завсегдатай SputnikPro, журналист из Латвии Андрей Татарчук отметил, что ему важно разобраться в том, как наиболее эффективно довести материал (будь то статья, видео или прочий тип контента) до читателя.

"Журналисты и техническая служба неразрывно связаны между собой, как две стороны одной монеты. Мне интересно, как в их сотрудничестве СМИ развивается, как можно сделать СМИ успешнее. Журналист должен обладать широким кругозором и критическим мышлением, разбираться, условно говоря, и в криптовалютах, и в минеральных удобрениях. Поэтому мне было очень интересно послушать лекторов SputnikPro, а понимание каких-то технических решений наверняка пригодится мне в будущем", — сказал Татарчук.

Sputnik Эстония уже писал о том, что SputnikPro — это проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб, блогеров и других специалистов медиасферы, направленный на обмен опытом с зарубежными коллегами, развитие медиакоммуникаций и профессиональных связей.

За время существования проекта в разных форматах в нем приняли участие представители более 80 стран. Очные мастер-классы SputnikPro проходили, помимо Эстонии, в Абхазии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Греции, Грузии, Индии, Кыргызстане, Молдове, Турции и Южной Осетии и многих других странах мира.

Вам будет также интересно прочитать и посмотреть:

160
Теги:
образовательный проект SputnikPro, онлайн, журналистика
Тема:
Проект SputnikPro — школа медиа-виртуозов (50)
По теме
Как прошел очередной образовательный проект SputnikPro в Таллинне — фотогалерея
Образовательный проект SputnikPro в Эстонии
SputnikPro в Эстонии расскажет о секретах интернет-технологий
В пресс-центре Sputnik Эстония пройдет образовательный проект SputnikPro
Загрузка...


Орбита Sputnik