Не только маринисты: итоги эстонского искусства за сто лет подводят в Москве

97
(обновлено 17:46 09.01.2019)
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
Эстонские художницы и художники развивают мировое искусство, не теряя национальной идентичности.

Москвичи знакомятся с историей визуального искусства Эстонии на выставке "Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018". В трех залах и на двух этажах Новой Третьяковки представлен весь спектр художественных работ из Эстонии — живопись и скульптура, инсталляция и графика.

Выставка составлена из коллекций трех музеев — Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея Эстонии и Тартуского художественного музея. Часть работ переехала в музей из частных коллекций. Праздник эстонского искусства перешагнет в будущий год: работы будут экспонироваться до 27 января 2019-го.

97
  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Выставка проводит зрителей по истории изобразительного искусства Эстонии. После 1918 года для независимой Эстонской Республики была важна идея модернизма, прогресса. Тогда в ее художественном пространстве впервые появился кубизм и конструктивизм. В 30-е годы в Эстонии была популярна французская импрессионистская школа, ценилась отточенная живописная техника.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    В "архипелаг соцреализма" эстонские художники вступили в 1944 году, но уже с 60-х годов они категорически отказались от этого стиля и стали искать новые. Ими стали поп-арт, гиперреализм и концептуализм, о которых эстонцы узнали быстрее соседей по соцлагерю благодаря западным медиа.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Работы на "Поэтике рубежей" распределены не по времени их создания или согласно художественным школам, а тематически. Выставка поделена на пять разделов: "Классика", "Маринистика", "Здесь и там", "Учитель и ученик" и "Женщины-художницы". Это позволяет полотнам разных стилей вступать в диалог, подчас драматический.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    "Эстония — маленькое государство, и устанавливать свои тренды в искусстве ей трудно. Но нашим художникам удается оригинально переосмысливать эти тренды. К примеру, большинство современных эстонских художниц и художников учатся в Германии, Англии или Нидерландах. Они интегрированы в европейскую художественную сцену, но при этом не потеряли свою "эстонскость", — подчеркнула куратор выставки Эха Комиссаров.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Третьяковка начала коллекционировать работы эстонских художников с 46-го года, а активнее всего фонд союзных республик формировался в 70-е годы. По словам хранительницы фонда живописи национальных школ первой половины XX века Татьяны Зелюкиной, выбирать из этого изобилия было сложно, поэтому работа над выставкой длилась целых три года.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Фото : Тимур Селиванов

    В разделе "Учитель и ученик" представлены работы Эльмара Китса и его младшего современника Юло Соостера. Стиль Китса развивался как в рамках советского канона, так и за его пределами. "Открытием для нас были работы Эльмара Китса, которые приехали на выставку из Эстонии. Оказывается, в 60-е годы он отошел от фигуративной живописи и делал экспрессивные, абстрактные работы. Конечно, приобрести тогда эти его картины в наш фонд было нереально", — отметила Зелюкина.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Выставка "Поэтика рубежей" важна потому, что она воссоединила коллекции художников, хранившиеся в России и Эстонии, сообщила руководительница Художественного музея Эстонии Сирье Хельме. Однако эстонским любителям живописи придется подождать: пока переговоры о перевозе выставки из Третьяковки в Эстонию не велись.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Хельме также поделилась личным художественным открытием: "До начала работы над выставкой мы видели далеко не все картины эстонских художников, которые хранились в Москве. К примеру, моя любимая работа здесь — "Северный Ледовитый океан" знаменитой маринистки Айли Винт, которую я впервые увидела в хранилище Третьяковского музея".

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Один зал полностью занимает работа Марге Монко "WOW/Женщины всего мира, поднимите правую руку!". Художница рассуждает об образе женщины в современном мире на языке инсталляции и 3D-анимации.

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    За оформление выставки в залах Новой Третьяковки отвечает оформительница и художница Анна Шкоденко. Она рассказала: "Страха перед пустыми залами как перед чистым холстом не было. Работ здесь в самый раз: на втором этаже чуть больше, на первом — чуть меньше. Мне хотелось сохранить воздух в пространстве, и, кажется, все вышло очень гармонично".

  • Выставка Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918—2018 в Москве
    © Sputnik / Тимур Селиванов

    Кураторов огорчает, что не удалось показать еще больше работ. Впрочем, по словам Комиссаров, выстроить всю историю эстонского искусства в трех, пусть и крупных залах было бы невозможно. "Поэтика рубежей" только знакомит зрителей с работами разных периодов и мотивирует их дальше погружаться в культуру Эстонии.

Тема:
Культурный мост между Эстонией и Россией работает (52)
Комментарии
Загрузка...


Орбита Sputnik