Пьяный водитель. Иллюстративное фото

Заставит ли водителей Эстонии система штрафных баллов соблюдать ПДД

572
(обновлено 16:25 28.06.2019)
Мнение о необходимости введения в Эстонии системы начисления штрафных баллов за дорожные проступки высказали Sputnik Эстония представители столичных автошкол.

ТАЛЛИНН, 28 июн — Sputnik, Денис Пастухов. Правительство Эстонии рассматривает введение в стране новой системы наказаний за нарушение правил дорожного движения (ПДД)*. Будет ли эффективна такая система — с таким вопросом Sputnik Эстония обратился в таллиннские автошколы.

Преподаватель теории в автошколе Bellanora Виктор Николаев заявил в комментарии порталу, что дорожная полиция в Эстонии "занимается на дороге всем чем угодно, но только не обеспечением безопасности дорожного движения".

"И безопасность дорожного движения фактически ложится исключительно на плечи самих водителей. Любимая фраза полицейских — "а куда ты смотрел?". И эта фраза звучит, даже если водитель не виноват", — отметил Николаев. Таким образом, и различные системы штрафов за нарушения — это переливание из пустого в порожнее, считает он.

Власти решили подпортить жизнь автошколам и их клиентам >>

Начинать воспитывать будущего участника дорожного движения, уверен Николаев, надо с его первых шагов — с теоретических занятий в автошколе.

Ведь у многих современных водителей, по его мнению, нет ни чувства ответственности, ни чувства исходящей от дороги опасности. А эти качества не смогут привить никакие штрафы. Если же человек осознает, что ездить априори нужно аккуратно, то и штрафовать никого не понадобится.

"Я считаю, что когда человек заканчивает автошколу, в него нужно вселить не уверенность в езде, а, наоборот, неуверенность в езде. Объяснить ему, что он "темный", абсолютная бестолочь на дороге и всю жизнь он должен учиться ездить. Когда слышу фразу "умею ездить", меня бросает в дрожь: такие умельцы садятся на "бэху" и вылетают на встречку, возят девок с такой скоростью, что те аж пищат. Нарушают ПДД до тех пор, пока это не заканчивается плачевно", — отметил Виктор.

Он подчеркнул, что автошколам нужны не инструкторы по вождению или преподаватели теории, а учителя, которые должны именно учить, а не просто зачитывать текст теории или отбывать повинность на соседнем с водительским кресле. Такое отношение, по мнению преподавателя теории, встречается повсеместно.

Водительские права в Эстонии резко подорожают >>

Однако учителя должны переживать за своих бывших учеников, понимать, что они ответственны за них. Хорошим стимулом для автошкол более ответственно подходить к обучению могло бы быть, по мнению Виктора, наличие в правах водителя отметки — какую автошколу он закончил.

Обучение правилам дорожного движения
© Sputnik / Александр Алпаткин
Обучение правилам дорожного движения

"Тогда полиции можно было бы вызвать преподавателя и сказать: "Друг, ты чем занимаешься на занятиях — третья авария со смертельным исходом..." И лишать лицензии таких преподавателей и такие автошколы", — добавил Николаев.

Инфраструктура способствует нарушениям

В целом солидарен с Николаевым и инструктор из этой же автошколы Андрей Ковтун. Он сказал в комментарии Sputnik Эстония, что от вида штрафной системы мало что зависит — в первую очередь нужно воспитывать культуру вождения. Балльная система штрафов если и сможет положительно повлиять на ситуацию на дорогах, то незначительно — общий поток нарушений она не остановит.

"Посмотрите на статистику. Как ловили, условно говоря, сто пьяных водителей за определенное время, так и ловят примерно столько же до сих пор. А ведь наказания гораздо более серьезные — вплоть до лишения свободы. Но воспитания нет", — отметил он.

Культуру вождения, разумеется, нужно закладывать во время обучения человека в автошколе, а потом уже требовать на дорогах. Консолидации в методиках преподавания, сказал Ковтун, в Эстонии сейчас нет, теория проверяется в общении с компьютером, а более полезная практическая часть включает в себя не так много уроков (дополнительные уроки — дорогие, и не все их берут). Люди кое-как сдают на права, но не обладают в итоге достаточными знаниями и умениями.

В Эстонии оценили культуру вождения на дорогах: 41% негатива >>

Вдобавок, считает Ковтун, в эстонской столице слабо развивается дорожная инфраструктура — многие дороги остались в наследство еще с советского времени, а количество автомобилей существенно выросло.

  • Дорогу, которая ведет в порт, украшает огромная яма
    Дорогу, которая ведет в порт, "украшает" огромная яма
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • В очень плохом состоянии   находится часть дороги в центре города, рядом с театром «Эстония»
    В очень плохом состоянии находится часть дороги в центре города, рядом с театром «Эстония»
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Еще одно значительное повреждение дорожного полотна можно обнаружить рядом с пассажирским портом
    Еще одно значительное повреждение дорожного полотна можно обнаружить рядом с пассажирским портом
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Огромная рытвина на дороге напротив  больницы Пельгулинна
    Огромная рытвина на дороге напротив больницы Пельгулинна
    © Sputnik / Вадим Анцупов
1 / 4
© Sputnik / Вадим Анцупов
Дорогу, которая ведет в порт, "украшает" огромная яма

Дорожная развязка в районе Хааберсти стала чуть ли не единственным масштабным строительством в Таллинне, которое существенно улучшило пропускную способность. Нагрузка на отдельные участки слишком высока, и люди вынуждены нарушать, чтобы успеть по своим делам.

Купи сигарет и накорми: как инструктор тянул деньги с ученицы >>

"Например, водителей учат не выезжать на перекрестки в часы пик, поскольку он загружен. Но многие едут и на желтый цвет, ведь "очень надо". В итоге — затор, коллапс, авария", — добавил Ковтун.

Не только кнут, но и пряник

Руководитель столичной автошколы F1 Виктор Сопочкин считает, что система штрафных баллов оправдана. По его мнению, культура вождения за последние годы в Эстонии ухудшилась, и балльная система лучше помогла бы наказывать злостных нарушителей.

Водитель паровозика в старом городе Виктор Сопочкин
© Sputnik / Вадим Анцупов
Виктор Сопочкин

"Многие нарушающие водители нарушают, подрезают, дорожной дисциплины нет. Автошколы не учат правильно, экзамены тоже принимают не самым лучшим образом", — сказал Сопочкин.

Пешеходов Эстонии заставят уважать Закон о дорожном движении >>

Но, подчеркнул он, система с накоплением штрафных баллов может оправдать себя лишь в том случае, если нарушители будут наказываться, а вежливые водители — поощряться:

"Если человек аккуратно водит автомобиль, у него должны быть льготы, поощрения. Это будет стимулом прилежному водителю таковым и оставаться. Понятно, что водитель и так должен по закону соблюдать ПДД, но все же водителя нужно стимулировать не превышать скорость и так далее".

Как писал Sputnik Эстония, 2018 год стал одним из самых трагичных по числу смертельных ДТП на дорогах Эстонии. За семь месяцев с начала 2018 года в дорожно-транспортных происшествиях в стране погибло больше людей, чем за весь 2017 год. По данным полиции, смертельные аварии унесли жизни 50 человек.

Смертельные ДТП уносят десятки жизней жителей Эстонии >>

* Общая концепция такой действующей во многих странах ЕС системы заключается в том, что не соблюдающий порядка на автодорогах водитель получает, в зависимости от тяжести нарушения, штрафные баллы.

Для снижения числа баллов можно участвовать в реабилитационных программах. При повторных нарушениях и при превышении определенной суммы баллов, водителя могут лишить прав на управление транспортным средством, сообщает сайт Министерства экономики и коммуникаций Эстонии.

"Вначале ждем результатов исследований специальной рабочей группы. До сих пор государство озвучивало посыл, что дорожные нарушения рассматриваются по отдельности. И вне зависимости от тяжести нарушений большинство нарушителей отделываются денежным штрафом", — сказал министр экономики и коммуникаций Эстонии Таави Аас, отметив, что нынешняя система больше не оправдывает свою цель уменьшить опасное поведение на дорогах страны и сократить число нарушений ПДД.

572
Теги:
Эстония, правила дорожного движения, дорожное движение, штрафы
По теме
Машины с коробкой-автоматом от автошкол допущены в Эстонии к экзаменам на вождение
Правительство решило подпортить жизнь автошколам и их клиентам
Купи сигарет и накорми: как автоинструктор тянул деньги с ученицы
Загрузка...