Порт Мууга

Борьба за транзит: мрачные перспективы стран Балтии

3401
(обновлено 17:57 23.11.2019)
Российский порт Усть-Луга обостряет конкурентную борьбу Эстонии, Латвии и Литвы за транзит на Балтике. Трем странам Балтии остается только делить перевалку белорусской нефти и искать новых партнеров в Азии, считает эксперт Алексей Ильяшевич.

ТАЛЛИНН, 23 ноя – Sputnik. Группа компаний "Новотранс"* собирается переориентировать транзит из балтийских республик в российский порт Усть-Луга, где продолжается строительство нового универсального терминала.

По его мнению, первой "жертвой" расширения инфраструктуры в Усть-Луге может стать латвийский порт Лиепая, поскольку терминал "Новотранса" заберет у него перевалку зерна.

"Следом за зерном уйдет и перевалка угля. Здесь уже рискует пострадать Рижский свободный порт — в его структуре грузооборота российский уголь по-прежнему имеет наибольший удельный вес", — пояснил Ильяшевич. Эксперт подчеркнул, что если Усть-Луга окончательно заберет у Риги перевалку угля, латвийской экономике будет нанесен серьезный удар.

Также, по мнению Ильяшевича, российский терминал перетянет на себя железорудное сырье, лесные грузы и черные металлы.

Переориентацией транзита на Балтике, кроме "Новотранса", также занимается оператор вагонов "Технотранс", который планирует построить зерновой терминал на территории морского порта Высоцк, а также "Приморский универсально-перегрузочный комплекс", который рассчитывает построить глубоководный портовый комплекс в Приморске. Существуют и другие проекты.

Эстонии, Латвии и Литве остается только делить перевалку белорусской нефти и искать новых партнеров в Азии, считает Ильяшевич.

"Большие надежды, к примеру, возлагаются на грузы из Китая и Казахстана. Но и за них прибалтийским портам придется конкурировать с Приморском, Высоцком, Усть-Лугой. Хотя конкурировать — не совсем подходящее слово. Судя по масштабам российских проектов в сфере транспорта и логистики, борьба за транзит на Балтике обещает стать войной на уничтожение", — заключил эксперт.

На территории универсального перегрузочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга
© Sputnik / Алексей Даничев
На территории универсального перегрузочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга

Морской торговый порт Усть-Луга — самый крупный и глубоководный порт на Балтике, включая страны Балтии и Финляндию. Он расположен в юго-восточной части Лужской губы Финского залива. В порту производится отгрузка нефти и нефтепродуктов на экспорт.

Политика и экономика

В последнее время РФ наращивает активность портов на Балтике. В Эстонии, Латвии и Литве бытует устойчивое мнение, что в Москве существует установка "лишить страны Балтии транзита", однако Россия попросту не хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное к ней отношение.

Помимо политики играет свою роль и экономическая выгода.

Как писал Sputnik Эстония, не так давно порты Балтии лишились китайских контейнеров, которые во избежание "порожняка" белорусская компания "Столиндрев" на обратной дороге из Европы загружала древесиной. Прежде отсылаемые в Китай балтийским морским путем контейнеры с белорусской древесиной теперь отправляются по железной дороге через Россию и Казахстан. Новый железнодорожный маршрут оказался быстрее и выгоднее морского.

Действия властей Эстонии также не способствуют развитию потенциала эстонских портов. Министерство финансов Эстонии не исключает вероятность того, что, например, Муугаский порт может быть лишен статуса свободной зоны. В этом случае работающие с третьими странами компании потеряют клиентов и объем переваливаемых через эстонский порт транзитных грузов еще сократится.

*Компания "Новотранс" основана в 2004 году, является одним из крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава в России и СНГ.

Читайте также:

3401
Теги:
эксперт, конкуренция, порт Усть-Луга, порт Мууга, транзит, Эстония
Тема:
Транзит нам нужен (107)
По теме
Носович: сомневаюсь, что российская нефть из Беларуси пойдет в порты стран Балтии
Сергей Храпач: нужен ли России транзит грузов через Эстонию
Якунин рассказал, в каком случае Эстония может рассчитывать на транзит
Загрузка...


Орбита Sputnik