Транзитный терминал компании SilSteve  в порту Силламяэ

В Эстонии могут появиться новые транзитные маршруты для грузов Азия-Европа

424
(обновлено 18:47 23.07.2019)
Россия продолжает формировать инфраструктуру новых современных грузопотоков Азия-Европа, и Эстония вполне может в них вписаться, обрабатывая грузы для Центральной и Южной Европы.

ТАЛЛИНН, 23 июл — Sputnik, Светлана Бурцева. Новый контейнерный маршрут Яньтай (Китай) — Селятино в Московской области, как сообщило АО "РЖД Логистика", обеспечит поставки консолидированных грузов из китайской провинции Шаньдун.

Связь же станции Яньтай с припортовым терминалом в перспективе должна привлечь дополнительные грузопотоки и для России, и для стран Европы сразу из нескольких стран Азии: Тайваня, Вьетнама, Кореи и Японии.

Директор по продажам АО "РЖД Логистика" Ольга Степанова, комментируя это событие, отметила, что ее компания продолжает расширять географию своих перевозок из Китая с учетом потребностей клиентов.

Sputnik Эстония уже писал, что в декабре 2018 года компания "РЖД Логистика" открыла новый железнодорожный ускоренный маршрут Китай — Северная Европа — Китай через многофункциональный терминал в порту Бронка, который должен обеспечить дополнительное направление поставок к ключевому пограничному переходу в Беларуси Брест-Малашевичи, чья пропускная способность подошла к критической точке.

Эстония на транспортной карте ЕС

Маршрут, по которому должна пройти ветка Rail Baltic, соединяет Эстонию с Финляндией (через порт Мууга) и Латвией. Будучи частью Северо-Балтийского коридора TEN-T, транспортный путь из Эстонии через Латвию и Литву следует в Польшу.

Традиционный восточно-западный коридор проходит через Лодзь, Познань и Берлин, к основным портам на побережье Северного моря на западе — Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Амстердам, Роттердам, Моердик и Антверпен.

До сих пор грузы из Азии в страны Центральной и Южной Европы попадали или через Беларусь (по пути "суша-суша"), или через европейские порты в Средиземноморье и Атлантике, откуда железной дорогой дальше по Европе ("море-суша"). Но путь через Беларусь забит грузами, а морем из Азии контейнеры идут более 40 суток, проходя пиратские зоны.

Разворот на 180 градусов

В те же регионы, но с другой стороны — железной дорогой через Россию, оттуда морем через Эстонию и железной дорогой через Восточную Европу на страны Центральной и Южной Европы — такое направление грузов также возможно, считает экономический эксперт Райво Варе.

Если предполагается часть грузов отправить из российской Балтики в Эстонию (с учетом того, что прямые железнодорожные поставки из России в Эстонию периодически натыкаются на препятствия то политические, то технические), вполне подойдут фидерные суда*. А уже из портов Эстонии грузы по железной дороге могут следовать в страны Центральной и Южной Европы по веткам TEN-T.

"Это все вполне укладывается в схему движения грузов, если тарифы и сроки перевозки конкурентоспособны", — сказал Варе.

Эксперт по экономике  Райво Варе
© Sputnik / Вадим Анцупов
Эксперт по экономике Райво Варе

По его мнению, в мире идет перераспределение игроков и грузов, и во всем, где есть масштабность, Эстония проигрывает, но как транзитная страна может оставаться конкурентоспособной в "качественных нишах".

А тем временем в Эстонии

Sputnik Эстония уже писал, что географическое положение Эстонии как подходящее для борьбы за китайский транзит привлекло немецкий бизнес  — крупнейший европейский портовый оператор Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA), решив создать альтернативу все тому же маршруту через Брест-Малашевичи, купил терминал в порту Мууга. А в Санкт-Петербурге у HHLA есть поддержка в лице Объединения "Порт Гамбург Маркетинг", занимающегося деловыми связями.

Немцы получат через Эстонию доступ к Шелковому пути >>

Ниль Исмаилова, коммерческий директор SilSteve AS — терминала в порту Силламяэ, назвала компанию HHLA "сильным игроком на мировом рынке".

В порту Силламяэ перевалкой контейнеров оперирует мультифункциональный терминал Силстеве
© Sputnik / Евгений Ашихмин
В порту Силламяэ перевалкой контейнеров оперирует мультифункциональный терминал "Силстеве"

"Если немцы сумеют открыть ворота для большого контейнерного транзитного бизнеса, это будет позитивным не только для порта в Таллинне, но и для порта в Силламяэ. А возможная конкуренция между портами в Эстонии лишь на руку — клиенты получат более конкурентоспособные тарифы", — отметила Исмаилова.

Круг возможностей сужается

"Мы не окраина Европы, а ее центр", — так обозначил современную парадигму порта Силламяэ его совладелец Тийт Вяхи во время своего выступления на панельной дискуссии "Россия – Прибалтика: на пути к доверию и выгодному партнерству" в рамках Петербургского международного экономического форума.

"Наша позиция состоит в том, что от нас до Урала — приблизительно 2000 километров и до Лиссабона — примерно 3000 км. Если еще к этому добавить регионы за Уралом и Среднюю Азию со своими ресурсами и возможностями, то получится, что Эстония находится в наилучшем логистическом центре", — пояснила Исмаилова.

Однако участие эстонской транспортной инфраструктуры в поставках из Китая в страны Скандинавии уже под вопросом — в этом направлении ведущая роль закрепилась за Финляндией.

Йохан Бекман: Эстонии из чувства самосохранения стоит брать пример с Финляндии >>

В мае 2019 года АО "РЖД Логистика" на регулярную основу перевело железнодорожные поставки на маршруте Китай – Финляндия, предусмотрев также возможность обратной загрузки. Ольга Степанова назвала Финляндию альтернативной точкой входа в Европу, востребованной как у китайских, так и у европейских грузоотправителей.

Сложные маршруты нынче в тренде

Представители инфраструктурных и транспортных предприятий, отмечают, что одним видом транспорта в международных перевозках пользуются все меньше, а контейнерные поставки зачастую становятся многоклиентскими.

Так, в феврале нынешнего года SilSteve AS и железнодорожная компания Operail запустили контейнерный маршрут, и руководитель отдела продаж Operail Урмас Петерсон назвал его "мультимодальной перевозкой", поскольку клиенты могут включать данный маршрут в сложные международные логистические цепи.

Последнее слово за бизнесом

Sputnik Эстония писал, что между транспортниками Эстонии и России существуют не просто давние связи, а хорошие, многолетние, дружеские отношения. Но для транзита необходима политическая поддержка.

"Разрушить отношения легко, а восстановить утраченное доверие значительно сложнее", — сказал Владимир Якунин, экс-глава ОАО "Российские железные дороги", комментируя возможность восстановления транзита через Эстонию.

Владимир Якунин
© Sputnik / Григорий Сысоев
Владимир Якунин

Тем не менее потребность в портовых мощностях существует, и мудрое поведение политиков вполне способно изменить ситуацию с грузопотоками в пользу Эстонии.

Поэтому, как отметил руководитель ГАО "Таллиннский порт" (Tallinna Sadam) Вальдо Кальм, важным событием для эстонских транспортников стало полноценное восстановление работы межгосударственной транспортной комиссии Эстония-Россия благодаря визиту в Санкт-Петербург министра экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Ааса.

Райво Варе подчеркнул, последнее слово в принятии новых логистических решений, вроде Китай-Европа через Россию и Эстонию, всегда остается за заказчиками транспортировки. Но чтобы они могли принять такие решения, надо подать идеи потенциально возможных маршрутов.

* Фидерные суда позволяют доставлять грузы из мелких пунктов или портов со слабым оборудованием в крупные морские порты (грузовые центры). В этих портах грузы накапливаются для последующей погрузки и отправки на крупных линейных судах. Эта же система используется и для обратного процесса: водным путем грузы мелкими партиями из грузовых портов (центров) транспортируются в неглубокие морские и мелководные речные порты. Фидерная система позволяет судоходным компаниям эффективно накапливать (вывозить) генеральные грузы, особенно те, которые перевозятся морским транспортом на регулярных судоходных линиях в контейнерах.

Все новости о борьбе Эстонии за транзит грузов через свою территорию можно узнать по ссылке >>

424
Теги:
Россия, Европа, Азия, Эстония, транзит
Тема:
Транзит нам нужен (103)
По теме
Якунин: Эстония сама упускает колоссальную выгоду от транзита
Новый путь китайского транзита — кому и что перепадет в Эстонии
От витрины к задворкам: чем для стран Балтии обернулась потеря транзита
Эстония просит Россию пропустить транзитные поезда из Китая
Вместо транзита производство: Ида-Вирумаа готов к борьбе за грузопотоки Шелкового пути
Загрузка...


Орбита Sputnik