Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель

Григорий Служитель: культура это зеркало, в котором человек может увидеть себя

292
(обновлено 17:00 14.12.2019)
Декабрьским гостем медиа-клуба "Импрессум" стал московский актер и писатель Григорий Служитель. Его роман "Дни Савелия", увидевший свет в 2018 году, стал сенсацией на книжном рынке России. О своем творческом пути Служитель рассказал Sputnik Эстония.

ТАЛЛИНН, 14 дек — Sputnik, Александр Лукьянов. Роман Григория Служителя "Дни Савелия" сразу попал в финал литературной премии "Большая книга", его начали переводить на иностранные языки и издавать в других странах, в том числе и в Эстонии. Что его, артиста, заставило обратиться к писательству и как изменилась Россия за последние годы, Служитель рассказал Sputnik Эстония.

- Слово "служитель" говорит о некой миссии, которую призван выполнять в жизни тот, кого таким словом называют. Определила ли что-то в вашей жизни фамилия, которую вы носите?

— Со стороны виднее, я стараюсь о таких вещах не думать. Хотя допускаю, что могут быть какие-то рифмы, совпадения, влияющие на жизнь.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

Режиссер – профессия возрастная

- Вы из семьи гуманитариев?

— Скорее, да. Мама училась в Институте Мориса Тореза, знала французский язык. Вообще, вся наша семья по женской линии — франкофонная. У мужчин, у меня, в частности, преобладает английский. С детства меня окружала литература, я рано стал читать.

- Наверно, все это сыграло свою роль, когда вы решили стать актером.

— Несмотря на то, что в 18 лет я поступил в ГИТИС на актерское отделение, мне хотелось попробовать себя в режиссуре. И я предполагал через год-два перевестись на режиссерское. Вернее, так: я думал, что меня попросят перевестись туда. Но все оказалось сложнее, никто не попросил.

Действительно, режиссер — профессия возрастная. Это тяжелейшая, труднейшая профессия, требующая того, чтобы режиссер многое в себе совмещал. То есть, мало одних способностей или черт характера. Часто режиссер являет собой некое аккумулирующее начало: он объединяет вокруг себя людей, которые будут работать вместе с ним так, как они не смогли бы работать с другими. И они вместе что-то создают. Один из главных навыков, которым должен овладеть режиссер — идти вперед, даже если не знаешь, куда идешь. Как Моисей, ведущий людей, верящих в него, через пустыню. А это далеко не каждый умеет.

Сейчас я бы попробовал себя в режиссуре, но у меня в жизни начался новый этап, связанный с выходом моей книги "Дни Савелия".

  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
1 / 4
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

История романа о коте и Москве

- Роман "Дни Савелия" берет корни из вашего детства, из любви к книгам и чтению?

— Наверно. Мне казалось, что если захочешь заниматься литературой, то в любом случае этой профессией овладеешь, так или иначе. Лучшие учителя здесь — твои любимые книги. Нужно быть лишь одиноким, в каком-то смысле, уметь работать с листом бумаги. В театральный вуз я пошел, не оставляя литературных амбиций.

"Дни Савелия" не были спонтанным выбросом накопленной энергии, книга писалась постепенно, страница за страницей.

Сначала это были какие-то обрывки, возникло желание их записать. Потом родилась идея излагать все, о чем хочу рассказать, от имени кота. В этом можно усмотреть и некоторые биографические вехи — у меня была кошка, которая умерла. Вообще, настоящая литература, мне кажется, рождается от какого-то переживания, эмоций.

- Найдут ли "Дни Савелия" свое продолжение в будущем?

— Нет, все что я хотел, я в романе сказал. Оживлять своего героя, как это сделали Ильф и Петров с Остапом Бендером, я не намерен. К тому же, самый главный персонаж в моей книжке совсем не кот. Он лишь рассказчик, посредник между мной и читателем. Экзистенциальный гид. В таком случае, мой роман — это экзистенциальный путеводитель по Москве.

Но в новой книге, при всей моей любви к Москве и котам, мне хотелось бы рассказать о чем-то другом. Конечно, есть твой стиль, твои собственные эстетические берега, и им я буду верен.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

- Будете ли вы смелее в новой книге? Все-таки дебют позади.

— "Смелее" — это когда ты чего-то боишься и надо через себя переступать. Но я не чувствую, что чего-то боюсь. Другое дело, что любое творчество предполагает эксперименты, ведь подчас ты не знаешь, к чему придешь. И мне хочется это делать. При этом говорить своим голосом и своими интонациями.

- Остаетесь ли вы после написания романа читателем, каким были раньше?

— Безусловно, я читаю, это очень важно. Но изменилось мое отношение к чтению: раньше я считал, что даже если книга не нравится, то я все равно должен дочитать ее до конца. Сейчас же, если начинаю читать и понимаю, что это не мое, книгу оставляю. Это как разговор с человеком, пусть неплохим, но не интересным. Зачем его продолжать?

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

- Писатель, он кто — интраверт?

— Если говорить обо мне, то по натуре, скорее, да, "на мир взираю из-под столика". У меня есть свой угол, мне в нем хорошо. Но при этом я часто замечаю себя более чем открытым человеком, я не закрываюсь, иду на контакт, мне интересны люди. Поэтому внутри я интраверт, а снаружи экстраверт.

Существует также неверное представление об актерах, будто это сплошь бравурные личности, бонвиваны. Но я знаю замечательных артистов-интравертов. Так что, все зависит от индивидуальности.

Культурный бум в России

- Интересуетесь ли Вы еще чем-то, кроме театра и литературы?

— Да, я хожу, смотрю, слушаю, являюсь активным потребителем культуры. Недавно побывал в концертном зале "Зарядье", новом для Москвы. Слушал Второй фортепианный концерт Рахманинова, солировал Рудин. Полный зал! Потрясающая концертная площадка! Был в Малом зале Московской консерватории, где играл великолепный виолончелист Борис Андрианов. В программе — не самая простая музыка Бриттена, и опять полный зал.

Мне трудно сравнивать с тем, что было 30 лет назад, но в Москве я все время вижу полные залы. Причем, контингент людей самый разный, разный возраст. У нас в театре, в Студии театрального искусства Сергея Женовача, зал всегда переполнен, особенно, что касается премьерных спектаклей. Кстати, лет 10 назад со спектаклем "Игроки" мы приезжали в Таллинн, и этот спектакль до сих пор собирает у нас публику. То есть, люди в России хотят смотреть, хотят слушать.

Судя по всему, у человека возникает потребность не просто выживать, искать хлеб насущный. В обществе установилась некоторая стабильность, и человек может отвлечься от насущных проблем и посмотреться в зеркало.

Культура — это зеркало, в котором человек может увидеть самого себя.

Ему интересно познавать себя. При этом у людей могут быть различные взгляды на политику и то, что происходит в России. Но все они существуют в одной культурной ойкумене.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

Уровень развития российского общества, безусловно, стал выше. Это видно также по отношению к тем, кто нуждается в помощи. Больше внимания стали уделять инклюзивным детям. Появляется целый класс людей, готовых решать проблемы других, у которых они есть.

То, что они делятся с кем-то по собственному желанию, а не по приказу, говорит о некоем внутреннем росте социума. У меня свое отношение к современной российской власти, но при этом я не могу не отметить эти правильные, нужные для общества тенденции.

У российских городов появилась самодостаточность. Те, кто в силу разных причин уехал оттуда, сегодня готовы вернуться. Я помню, какая цель была у ребят, приезжавших в конце 90-х годов поступать в московские институты, — отучиться и остаться в столице. Теперь они могут реализоваться в своих городах, что, конечно, для такой громадной страны, как Россия, благоприятный знак. Я уверен, что у всех людей на земле, где бы они не жили, одно желание, одна цель — мир и процветание.

Читайте также:

292
Теги:
культура, творчество, медиа-клуб "Импрессум", автор, актер, писатель, Россия, Эстония
Тема:
Гости медиа-клуба "Импрессум" (68)
По теме
Российский писатель Алексей Иванов покорил эстонских журналистов
Недошивин: Оруэлл не ошибся — американизм стал тоталитарным
Галина Сапожникова: и один в поле воин, если он — Арнольд Мери
Посмотрим

От Ван Гога до прачечной. 10 лучших фильмов уходящего года

456
(обновлено 14:13 29.12.2019)
Не Голливудом единым! Режиссёры из Турции, Греции, Южной Кореи, Бельгии и других стран весь год заставляли нас вжиматься в спинки, вцепляться в подлокотники, сидеть на краешке и иными способами терроризировать мебель в кинотеатрах.
От Ван Гога до прачечной. 10 лучших фильмов уходящего года

Обзор 10 лучших фильмов уходящего года, которые в 2019-м добрались до российского проката.

Каждую неделю кинокритик Фёдор Бабинский делает подборку из страшных, трогательных, захватывающих, смешных или просто хороших фильмов, которые…

стоит увидеть!

От классики мирового кинематографа, культовых блокбастеров и фестивальных новинок до малоизвестных авторских картин.

Слушайте подкасты РИА Новости >>

456
Теги:
кино, фильм, кинокритик, подкаст
Тема:
Подкасты РИА Новости
По теме
"Праздник к нам приходит": 5 нестандартных новогодних фильмов
Почему нас бесят чужие итоги года
"Достать ножи" и ещё пять детективов, где под подозрением каждый
"Ирландец" Мартина Скорсезе и ещё 5 фильмов об ирландских гангстерах
"Комната" и ещё четыре лучших худших фильма
На Таллиннской елке зажглись праздничные огни

Рождественские выходные: ночные забеги, сказочные мюзиклы, праздничные концерты

510
В рождественские выходные пройдёт много различных мероприятий для всей семьи — от премьер фильмов и спектаклей до сказочных мюзиклов, с наиболее интересными из которых знакомит своих читателей Sputnik Эстония.

27 декабря, Эстония
Эгоистичный "мажор" Гриша в один не очень прекрасный день после аварии приходит в себя в 1860 году в барской усадьбе. Теперь он — обычный холоп без связей и связи: о смартфонах здесь не слышали, а все вокруг него — крепостные. Грише предстоит пройти непростой путь, чтобы из наглого сынка богатых родителей превратиться в человека, который умеет ценить простые вещи, умеет дружить, ну и конечно любить.
Место: кинотеатры Эстонии

27 декабря, Таллинн
Рождественский концерт в Ратуше стал добрoй традицией. В этом году для вас выступят лауреат многочисленных конкурсов Мария Веретенина и солист Эстонской национальной оперы Прийт Волмер.
Место: Таллиннская ратуша — 19:00

27 декабря, Таллинн
В новый год "ОльгаклёшЪ" входит в совершенно ином виде! У группы всё новое: имидж, подход, песни, мышление и, наконец, появился новый участник группы — вокалистка Анна Лейтан.
Место: Jamaica baar — 21:00

28 декабря, Раквере
После рождественского периода и до наступления нового года участники забега смогут помериться силами на дистанциях 5 и 10 км и радостно провести время. Это праздник, где на первом месте всегда стоят впечатления от бега и движения, а не результат.
Место: Rakvere Keskväljak — 18:00-22:00

28 декабря, Таллинн
В праздничном концерте примет участие Эстрадно-джазовый оркестр музыкальной школы им. Н.А.Римского-Корсакова из Петербурга и вокальная студия Центра русской культуры "Аллегро". Вход свободный.
Место: Центр русской культуры — 12:00

28 декабря, Таллинн
Режиссер из Петербурга Михаил Славский собрал лучший актерский состав, наполнил добрую сказку современным содержанием, юмором, новыми героями и играми. Яркие декорации, современные световые решения — это настоящий праздник для маленьких и больших зрителей.
Место: Концертный дом Alexela — 13:00

28 декабря, Таллинн
На концерте прозвучат духовные стихи, эпические песни на религиозные сюжеты, колядки — рождественские песни древнерусского фольклора, рождественские церковные песнопения в сирийском, сербском и греческом стилях.
Место: Дом Хопнера —18:00

28-29 декабря, Таллинн
Премьера спектакля "Отдам в хорошие руки" в постановке актрисы Анны Марковой. Веселая, ироничная и в то же время философская пьеса российского драматурга Антона Финка посвящена актуальной во все времена теме — как сохранить теплые и душевные отношения между мужем и женой в браке.
Место: Русский театр Эстонии — 18:00

29 декабря, Таллинн
Вы познакомитесь с произведениями средневекового искусства, хранящимися в церкви Нигулисте, узнаете о злоключениях мумии, о Санта-Клаусе и святых покровителях Таллинна, о серебряных подвесках, медальонах ремесленников, "Гансе в Подвале". Программа завершится получасовым органным концертом.
Место: церковь Нигулисте — 14:30-16:30

29 декабря, Таллинн
Во дворце Деда Мороза новогодний праздник оказался под угрозой срыва. Загадочная гостья — баронесса ПерСоль угощала собравшихся волшебным блюдом, от которого все они засыпали. Им на помощь спешат Айболит, пони Искорка, обезьянка Чи-Чи, Белоснежка и Спайдермен, но найти противоядие они смогут только с помощью зрителей в зале.
Место: Центр русской культуры — 12:00

29 декабря, Таллинн
Музыкальный спектакль для детей по мотивам одноименной сказки Джанни Родари. Однажды в новогоднюю ночь мальчику Марио удалось попасть на такую планету, где веселье длилось бесконечно: можно было получать в подарок любые игрушки, баловаться в свое удовольствие.
Место: Русский театр Эстонии — 18:00

29 декабря, Кейла-Йоа
Среди великолепных залов старинного замка выступят сопрано и лауреат международных конкурсов Мария Кондратьева и баритон, артист Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В.Александрова Олег Александров.
Место: замок Фалль — 17:00

510
Теги:
забег, Рождество, концерт, спектакли, афиша
По теме
Губернаторский оркестр сыграет вальсы Штрауса и мелодии из советских фильмов
Скончалась Галина Волчек, худрук театра "Современник"
Таллиннские художники рассказали об иллюзии бытия и пространства

Черышева: позиция Европы по отношению к Sputnik Эстония это преступное молчание

0
Sputnik Эстония стал ярчайшим примером борьбы с инакомыслием в Балтийском регионе, рассказала руководитель издания Елена Черышева

РИГА, 7 июл — Sputnik. Эстонские власти продолжают ограничивать деятельность агентства Sputnik Эстония, нарушая принципы свободы слова. Об этом руководитель издания Елена Черышева рассказала на международной конференции "Мир глазами СМИ в 2020 году".

В мероприятии приняли участие представители американской и европейских редакций Sputnik. Помимо них, на конференции выступили директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, независимый американский журналист Ева Бартлетт, и швейцарский писатель Ги Меттан.

Одной из основных тем для обсуждения на конференции стало систематическое давление на представительства Sputnik в странах Балтии. Как сообщила Елена Черышева, Sputnik Эстония стал ярчайшим примером борьбы с инакомыслием в Балтийском регионе.

"Мы прочувствовали на себе и административное давление, и экономическую блокаду, и политическую цензуру, и, наконец, угрозы уголовным преследованием, - заявила Черышева в своей речи. – Только эстонские полицейские могут позволить себе вольно интерпретировать европейские санкции, распространяя персональные санкции ЕС на российское государственное СМИ".

В частности, Елена Черышева напомнила, что с 1 января 2020 года сайт Spuntik Эстония работает в чрезвычайном режиме. Сотрудникам агентства пришлось уволиться, поскольку Департамент полиции и погранохраны республики разослал им письма с ультиматумом: если журналисты продолжат сотрудничать с МИА "Россия сегодня", им грозит открытие уголовного дела по статье "Несоблюдение европейских санкций". Под нарушением власти Эстонии подразумевают ограничения, введенные в 2014 году против генерального директора МИА Дмитрия Киселева. Однако само агентство не числится ни в одном санкционном списке до сих пор.

По словам Черышевой, ее пугает позиция Европы в отношении Sputnik Эстония.

"Молчит Брюссель – и это преступное молчание, - сказала журналист. – По большому счету оно развязывает руки другим странам, которые начинают изучать опыт Эстонии по закрытию Sputnik".

Единственное, чего удалось добиться редакции агентства – это разморозить налоговые платежи.

"То есть мы продолжаем платить налоги в эстонские государство, - уточнила Елена Черышева. – При этом налоговый департамент полностью закрыл доступ к электронной среде нашей компании. Надеюсь, что в МИА "Россия сегодня" найдут выход, потому что говорить сейчас правду именно на национальных языках жизненно необходимо".

Журналист и политолог Армен Гаспарян полагает: реакция европейских структур на блокировку издания демонстрирует, что в странах Балтии нет свободы слова.

"На Западе в отношении Sputnik Эстония прозвучали лишь незначительные голоса, что это недопустимо, - сказал Гаспарян. – Но я не вижу масштабных акций по этому поводу".

По мнению эксперта, европейские организации выбрали позицию невмешательства только потому, что речь идет о российском СМИ.

"Гонения на Sputnik в ряде стран стали формальностью. Может, мы тогда неправильно понимаем свободу слова? Может, должны быть дополнения написаны к этому термину, что свобода слова – это условное игнорирование любой правды с нашей стороны?" - задался вопросом Гаспарян в конце своего выступления.

Слова Гаспаряна подтверждает тот факт, что редакция Sputnik во Франции до сих пор не аккредитована в президентском пуле и не может посещать Елисейский дворец. Об этом сообщила представитель агентства Марья Липатова.

"Но при этом нужно отметить, что мы первые из франкоязычных СМИ заговорили о коронавирусе и продолжали работать, несмотря на пандемию, - заявила журналист. – Кадры, сделанные корреспондентом Sputnik, для своих репортажей потом забирали ведущие национальные СМИ Франции".

Также Липатова добавила, что Sputnik Франция регулярно обвиняют в распространении фейковых новостей, хотя агентство публикует переводы высказываний российских политиков на французский язык. Тем не менее, аудитория агентства растет.

"Более того, мы зарабатываем доверие коллег, которые цитируют Sputnik Франция", - подытожила Липатова.

Конференция "Мир глазами СМИ в 2020 году" посвящена анализу текущего состояния журналистики в России и мире. Мероприятие прошло в Международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" 7 июля в формате онлайн из-за пандемии коронавируса.

0
Теги:
Елена Черышева, Sputnik Эстония, Эстония