Актер театра и кино Максим Суханов

Максим Суханов: не знаю, хамелеон я или нет

147
(обновлено 22:53 29.11.2019)
О специфике своей актерской деятельности и о роли в новом фильме "Сквозь черное стекло" в интервью Sputnik Эстония рассказал российский актер Максим Суханов.

ТАЛЛИНН, 28 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Беседа корреспондента Sputnik Эстония с российским актером кино и театра Максимом Сухановым состоялась перед показом фильма Константина Лопушанского "Сквозь черное стекло" (на кинофестивале PÖFF у этого российского фильма была международная премьера в рамках основной программы), где одну из главных ролей и сыграл Суханов.

Кадр из фильма Сквозь черное стекло
© Фото : Proline Film ©2018
Кадр из фильма "Сквозь черное стекло"

Известный актер, на счету которого роли в таких киноработах, как "Страна глухих" Валерия Тодоровского и "Викинг" Андрея Кравчука, накануне премьерного показа прибыл в столицу Эстонии на автомобиле и отметил, что ему нравится Таллинн и его атмосфера.

"Да и вообще я всегда с удовольствием гуляю по городам, в которых не так часто бываю", — отметил Максим Суханов.

В Таллинне Суханов бывал и раньше, в том числе и на фестивале PÖFF, откуда в 2014 году увез приз за лучшую мужскую роль в фильме "Роль", режиссером которого тоже был Лопушанский.

Фильмы с собственным участием Суханов, по собственному признанию, смотрит редко и зачастую ограничивается премьерой ("Мне на премьере бывает уже всё понятно — где можно было сделать лучше, а где всё хорошо, к тому же фильм уже вышел на экраны — и исправить ничего нельзя). Так же и с фильмом "Сквозь чёрное стекло", его Суханов впервые собирался увидеть в Таллинне. "Надеюсь, понравится", — улыбается Суханов.

- Что можете поведать об этой картине и о своей роли в ней?

— Сама картина довольно многослойная, в двух словах ее сложно описать. Но что касается моей роли, то мы видим человека, который, скажем так, живет очень "жирной" жизнью, сам пишет себе законы. И так как обладает посредством денег большой властью, мы наблюдаем в общем-то его распад в общечеловеческом смысле.

- Есть ли нечто общее с фильмом "Роль", за которую вы пять лет назад получили премию кинофестиваля PÖFF лучшему актеру?

— B обоих фильмах мои герои находятся в пограничном состоянии в тот период жизни, когда их захватывает эта история. В "Роли" — это революция, в "Сквозь черное стекло" — движущийся непонятно куда "паровоз" без явной светлой цели.

Кадр из фильма Сквозь черное стекло
© Фото : Proline Film ©2018
Кадр из фильма "Сквозь черное стекло"

Бывает фильм, где чувствуешь, что за горизонтом всё-таки восходит солнце, что есть свет в конце туннеля, но в этих картинах такого ощущения не возникает.

- Залы на показах фильмов основной программы кинофестиваля PÖFF практически всегда заполнены. Это касается и фильма с вашим участием. Вас радует, что публике по душе не только блокбастеры, но и фестивальное кино?

— Вы знаете, я не такой частый гость на фестивалях, но хороший фестиваль отличает действительно прежде всего количество картин со смыслом, картин с художественным высказыванием режиссеров. Посредством наличия таких "сущностных" фильмов возрастает и интерес публики к фестивалю. Но меня радует, когда зрители ходят и на блокбастеры. При этом, конечно, не забывают и об авторском кино. Мне кажется, что раз здоровому человеку свойственно любопытство, то ему должны быть интересны и разные жанры, и разные художники.

- То есть есть и кинокомиксы, в отношении которых не слишком лестно высказался ваш соотечественник режиссер Андрей Кончаловский, достойные внимания?

— Одно дело — как мы воспринимаем то, что мы смотрим.

Другое дело — как сам автор относится к той работе, которую он делает. Если он вкладывает в кинофильм — будь то блокбастер или кинокомикс — свое сердце, свои мысли, то так или иначе мы это почувствуем, познаем рождение нового языка или нового интересного смысла. Огульно не говорил бы, что есть блокбастер и есть авторское кино. Всё зависит от отношения художника к процессу творчества.

Бывает, что люди снимают картину, потому что им позвонили и предложили снять кино и им неважно даже, какой сценарий, кто актеры. А бывает, что человек ходит всюду и ищет деньги на какой-то блокбастер, потому что если он это кино не снимет, то и жить не сможет. То есть и кинокомикс можно сделать с душой.

- Режиссера Константина Лопушанского, к слову, называют в прессе учеником Андрея Тарковского. Вы согласны с таким определением?

— Я, к сожалению, не был знаком с Тарковским, но то, как подходил к работе Тарковский, — это было архисерьезно и сложно. В том числе — о чем можно судить по рассказам — и в области взаимоотношений с другими людьми.

Но Тарковский серьезно подходил к своему делу. И если говорить о серьезности отношения к работе, то Константин Сергеевич в этом смысле меня всегда радует и подкупает.

Смешно звучит, но в наше время, в общем-то, и не смешно. Так как настолько скрупулезное изучение материала и подход к темам в целом — сейчас редкость. С Константином Сергеевичем — одно удовольствие и рассуждать, и разминать, и проговаривать всю тематику драматургии.

- А как долго вы готовитесь к своим ролям в кино?

— Начинаю готовиться с того момента, как понимаю, что буду сниматься в картине — или уже с прочтения сценария, или после кинопроб. Сколько времени остается до съемочного периода — неважно, я уже включаюсь. Это не значит, что нужно ложиться с этим сценарием и с ним просыпаться, нет. Но ты уже переключен в эту сторону, и вне контекста будущей работы существовать сложно.

- Театральные роли этому не помеха?

— Такое переключение происходит довольно быстро, путём абстрагирования. Такие вещи сидят где-то глубоко внутри, поэтому сверхусилий не требуется.

Максим Суханов в роли Сирано в спектакле Сирано де Бержерак
Максим Суханов в роли Сирано в спектакле "Сирано де Бержерак"

К тому же театральные роли, как правило, уже были рождены ранее, и моя задача оставить их живыми. Съемка же в кино только предстоит, то есть — есть только зачатки новой роли. Механизм взаимоотношений с ролями в кино и в театре разный.

- А где вам сложнее работать — в театре или в кино?

— Я бы о сложности вообще не говорил — ни про театр, ни про кино. Сложно работать там, где скучно и неинтересно, и с теми людьми, которые не могут открыть для тебя ничего нового. Если же сам материал и всё вокруг тебе интересны, то возникающие в процессе сложности — необходимое условие этого удовольствия.

- Вам, значит, все ваши роли интересны?

— Да, и я стараюсь не соглашаться на те роли, которые с самого начала не нравятся. Не вижу в этом никакого смысла, так как грустно заниматься тем, к чему не испытываешь никаких положительных чувств. Поэтому для своих ролей не делаю иерархии, а жуткие для меня предложения даже не рассматриваю.

- А моральных и физических сил съемки или театральные выступления отбирают много?

— Конечно, такая деятельность отбирает силы, но в то же время и прибавляет. Театр и кино — не игра в одни ворота. Если мы будем механически делать какое-то дело, которое не требует мысленных затрат — например, разгружать вагон, — то, конечно, мы устанем от этого.

В этой работе не найдешь обмен энергией — не с вагоном же или вещами, которые будешь таскать, обмениваться энергией...

Что касается театра и кино, то там всегда есть энергообмен: все твои затраты компенсируются энергией людей, которые находятся вокруг — и в залах, и на съемочной площадке.

- В прессе о вас можно прочитать как о мастере перевоплощения и даже как о хамелеоне. Ощущаете себя хамелеоном?

— Я не знаю, хамелеон я или не хамелеон. Я просто чувствую, как нужно существовать в той или иной роли, и так это и делаю. И развиваю эти особенности. А затем те, кому положено давать характеристики, пишут об этом. Где-то я прохожу как хамелеон, а где-то написали, что я играю как "альцгеймеровый упырь" — и такое было определение.

- К слову, актер — это ваше призвание?

— На самом деле, довольно глупая история была, потому что сознательного решения стать актером я не принимал.

После окончания школы мне хотелось заниматься чем-то как можно более безответственным, чтобы у меня не было ненормированного рабочего дня и чтобы меня всё время окружал праздник.

Какие-то специальности я ассоциировал с этими ощущениями и думал, что когда поступлю в театральный институт, то приблизительно так и будет. Понятно, что когда поступил туда, то всё сразу перевернулось.

- Но атмосфера праздника осталась до сих пор?

— Постольку-поскольку, но да, атмосфера праздника до сих пор есть. Хотя далеко не каждый день. А я-то думал, что будет каждый (смеется).

Как писал Sputnik Эстония, россиянину Константину Лопушанскому, стажировавшемуся в советское время на съемках "Сталкера" авторства Андрея Тарковского, летом исполнилось 72 года. Старожил российского кинематографа представит на суд публики фильм "Сквозь чёрное стекло".

Кадр из фильма Сквозь черное стекло
© Фото : Proline Film ©2018
Кадр из фильма "Сквозь черное стекло"

Этот фильм рассказывает историю незрячей девушки, которой судьба преподносит уникальный шанс. Состоятельный мужчина (его и играет Максим Суханов) готов подарить ей зрение, если она вслепую станет его женой. Но этот дар открывает девушке жестокую правду жизни.

Справка:

Максим Суханов родился 10 ноября 1963 года в Москве. В 1985 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Среди его ролей Молодой человек ("Кабанчик"), Мешем ("Стакан воды"), Оратор ("Брестский мир"), Аметистов ("Зойкина квартира"), Петр Первый ("Государь ты наш батюшка…"), Граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро") и многие другие.

Максим Суханов в роли графа Альмавивы в спектакле БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьба Фигаро
Максим Суханов в роли графа Альмавивы в спектакле "БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьба Фигаро"

В кино дебютировал в мелодраме "Тихая застава" (1985), а приобрел известность после выхода драмы Валерия Тодоровского "Страна глухих". Исполнил роли: Сталина в сериале "Дети Арбата" и в обеих частях кинофильма "Утомленные солнцем — 2", Бориса Годунова в одноименной драме Владимира Мирзоева, митрополита Алексия в исторической ленте "Орда" Андрея Прошкина, Николая Евлахова в фильме Константина Лопушанского "Роль", Свенельда в масштабном историческом блокбастере режиссёра Андрея Кравчука "Викинг".

Вам могут быть интересны следующие материалы:

147
Теги:
роль, актер
Тема:
Кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF) — 2019 (9)
Загрузка...


Орбита Sputnik