Российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский

"Есть киношка и есть кинематограф" Кончаловский ярко провел пресс-конференцию

384
(обновлено 10:04 28.11.2019)
Зачастую скучнейшее мероприятие для прессы, где побывал и корреспондент Sputnik Эстония, легенда российского и мирового кино Андрей Кончаловский превратил в эмоциональную беседу с долей юмора и размышлениями о настоящем киноискусстве.

ТАЛЛИНН, 26 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. В день показа для широкой аудитории на кинофестивале PÖFF в столице Эстонии своего нового фильма "Грех" о творце эпохи Возрождения Микеланджело — во вторник, 26 ноября, — известный российский режиссер, сценарист и общественный деятель Андрей Кончаловский выступил перед представителями СМИ.

Стоит отметить, что показ картины "Грех" вызвал ажиотаж в Таллинне — билеты были быстро распроданы не только на вторничный показ, перед которым Кончаловский получит премию PÖFF за выдающийся вклад в киноискусство, но и на добавленный в связи со зрительским интересом дополнительный сеанс.

А мероприятие для прессы, которое проходило в малом зале Центра русской культуры, началось с извинений организаторов фестиваля за случившийся утром казус — фильм "Грех" авторства Андрея Кончаловского на показе для прессы был продемонстрирован без субтитров.

"Поздравляю Вас с получением премии за выдающийся вклад в кинематограф. Обычно это означает..." — после комментария организатора начал беседу модератор пресс-конференции эстонский журналист Андрей Титов.

"Конец карьеры", — продолжил фразу Титова Кончаловский и вызвал смех собравшихся. Атмосфера сразу стала более раскрепощенной.

Российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский
© Sputnik / Вадим Анцупов
Российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский

Пресс-конференция проходила на русском и английском языках, был задействован переводчик. Но Андрей Кончаловский и сам порой исправлял переведенное более точным термином.

Субтитры в киноискусстве — не главное

В своем вступительном слове Кончаловский, общавшийся живо и эмоционально, не стал ругать команду PÖFF, а, напротив, поблагодарил ее за то, что "Грех" был показан (пусть и по техническим причинам) без субтитров, назвал это большой удачей.

Во-первых, фильм — это образы, поэтому он должен быть понятен и без перевода. Во-вторых, те, кто хочет понять "Грех" до конца, смогут вновь посмотреть этот фильм.

"Не вижу никакой трагедии в показе фильма без субтитров. Мне и самому не раз приходилось смотреть кино на языках оригинала, которыми я не владею. Фильмы Бергмана, например, можно смотреть без перевода, хотя там часто есть длинные, бесконечные диалоги. Я уже не говорю о Феллини или Куросаве", — заявил российский режиссер.

Кончаловский отметил, что во избежание вопросов типа "А почему фильм снят о Микеланджело?" он расскажет об этом сам.

"Я наткнулся на стихотворение Микеланджело. Его он написал в ответ на четверостишие итальянского интеллектуала Строцци, который посетил гробницу Медичи. Так, Строцци, увидев скульптуру "Ночь", послал Микеланджело строки: "Я чувствую, сей мрамор сейчас проснётся". Микеланджело же ответил, что лучше быть камнем, когда вокруг позор и преступление. Когда я прочел эти строки, то задумался, что имел в виду Микеланджело, когда говорил — "вокруг позор и преступление". Исследование жизни вокруг художника, собственно, и было основной идеей создания кинокартины", — объяснил Андрей Кончаловский.

Российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский
© Sputnik / Вадим Анцупов
Российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, общественный деятель Андрей Кончаловский

Переводчик перевёл слово "кинокартина" как "movie", на что Кончаловский прореагировал незамедлительно. "I do not make movies, I make films*. Есть большая разница между movie и film. Есть киношка и есть кинематограф", — подчеркнул режиссер.

Суть жизни есть у каждого человека

Если бы строки про позор и преступление были написаны Рафаэлем, Джордано Бруно или Леонардо да Винчи, то, возможно, фильм был бы снят про кого-нибудь из них, продолжил Кончаловский: "Люди, которые любят моё творчество, представляют себе фильм про скульптора, который делает гениальные скульптуры. Те, кто мои фильмы не любит, — другой фильм, но тоже про скульптора. Но, думаю, никто не ожидал увидеть тот фильм, который в итоге вышел. Я и хотел сделать фильм о том, чего люди не ожидают, просто о жизни человека".

При этом о любом человеке, считает Кончаловский, можно снять достойный фильм, так как в жизни каждого живущего на этой земле есть смысл, который называется "суть".

"Найти ее — самое сложное. Но в целом мы живем в тех же условиях, что и Микеланджело. Миром движут всё те же страх смерти, страх голода, страх холода и страх унижения. Разумеется, у Микеланджело был свой талант — видеть скульптуры внутри камня. И я хотел напомнить современникам, в том числе и своим детям, кто он такой", — коснулся кинорежиссер и того факта, что многие люди перестали читать, и современная молодежь слабо представляет себе, кто такой Микеланджело.

Шедевр рождается и без свободы для творчества

Затем, после довольно длинного вступления, Кончаловский ответил на вопросы журналистов. Иногда его ответы были короткие. Например, отвечая на вопрос, какую из своих работ Кончаловский считает делом своей жизни, он был лаконичен — "мои дети".

А вопросы о творчестве пускали Кончаловского в пространные размышления. Так, он порассуждал на тему, изменилась ли ситуация со страданиями сегодняшнего художника. Иными словами, сложнее или легче стало творить в современном мире.

"Выделю два понятия — свобода и деньги, всё остальное — слова. Свобода самовыражения позволяет взять лист бумаги и написать роман, а iPhone позволяет снять кино. Но проблема не в том, чтобы выразить себя, а в том, чтобы другие могли это увидеть. А для того, чтобы все увидели, нужны деньги. Выразить себя может любой, но надо ведь — чтобы увидели", — отметил Кончаловский.

Другой вопрос — нужна ли свобода, чтобы создать шедевр. Свобода самовыражения, по мнению Кончаловского, успеха творцу не гарантирует.

Ответил Андрей Кончаловский и на вопрос корреспондента Sputnik Эстония, какой для него основной критерий качества кинофестиваля.

"Любой кинофестиваль — это праздник кино. Другой вопрос — какой квас делают на этом празднике, скисший или не прокисший. Бывает, повезло, и все продукты хорошие. Но в целом любой кинофестиваль — празднование вида искусства, которое называется кинематограф", — уверен Андрей Кончаловский.

Пресс-конференция российского кинорежиссёра и общественного деятеля Андрея Кончаловского
© Sputnik / Вадим Анцупов
Пресс-конференция российского кинорежиссёра и общественного деятеля Андрея Кончаловского

Подробное интервью Sputnik Эстония с Андреем Кончаловским доступно по ссылке здесь >>

* Оба слова — и movie, и film — переводятся с английского языка как фильм, хотя movie пошло от слова move — "двигаться" и больше подходит под те фильмы, где много внимания уделяется движению, экшну.

Вам также может быть интересно:

384
Теги:
кинематограф, кинофестиваль PÖFF, пресс-конференция, Андрей Кончаловский
Тема:
Кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF) — 2019 (9)
По теме
Киновед рассказала о связи эстонского зрителя с российским кино
Статистика: для киноиндустрии Эстонии прошлый год был удачным
Кинодокументалист Зиненко: когда все уйдут в интернет, телевидение умрет
Загрузка...


Орбита Sputnik