Исполнительница древних бесермянских песен, докторант Эстонской Академии музыки и кино Мария Корепанова

Удмуртка Мария Корепанова: поездка к бесермянам стала для меня судьбоносной

204
(обновлено 16:55 25.11.2019)
В редакции Sputnik Эстония состоялась очередная встреча с представительницей одного из финно-угорских народов Марией Корепановой. Несмотря на то что Мария удмуртка по рождению, она рассказала о другой народности финно-угров — бесермянах.

ТАЛЛИНН, 25 ноя — Sputnik, Александр Лукьянов. Докторант Эстонской академии музыки и театра Мария Корепанова в редакции Sputnik Эстония рассказала о происхождении бесермян, особенностях их фольклора, а также исполнила один из старинных бесермянских напевов.

После окончания Удмуртского государственного университета в Ижевске Мария Корепанова пять лет назад приехала в Таллинн. Приехала по Программе родственных народов учиться в докторантуре Эстонской академии музыки и театра. Эту программу для поддержки финно-угорских народов, проживающих за пределами Эстонии, в начале 1990-х годов разработало эстонское правительство.

Самый загадочный народ финно-угров

Впервые же, как сказала Мария, в Эстонии она побывала в 2010 году. Случилось это в то время, когда в стране отмечали День родственных народов. В республику съезжались творческие коллективы и делегации, представлявшие различные финно-угорские народы.

"В празднике в эстонской столице принять участие должен был фольклорный коллектив бесермян из Удмуртии, но он не смог приехать. Предложили съездить мне", — сказала Мария.

Бесермяне, пояснила она, — это малочисленный финно-угорский народ в России, по переписи 2010 года их всего 2200 человек. Последние неофициальные данные говорят о сокращении численности бесермян до одной тысячи.

Сама Мария — удмуртка, родившаяся в поселке на севере Удмуртии. С детства она слышала удмуртскую речь и народные удмуртские песни и до 16 лет не знала, что неподалеку живет пусть и близкий удмуртам, но другой народ.

История его происхождения очень интересная, во многом дискуссионная. Одни считают бесермян тюрками, жившими на территории Волжской Булгарии и в 16-м веке перебравшимися на территорию современной Удмуртии.

Другие ученые причисляют бесермян к финно-уграм, которые, живя на южных территориях, впитали в себя тюркскую культуру, а переехав на север, сохранили южный колорит.

"Сами бесермяне говорят, что у них бесермянский язык, но ученые-лингвисты причисляют его к бесермянскому диалекту южного наречия удмуртов. Бесермян сразу слышно, у них другие слова, другие интонации. Это единственный малочисленный народ в Удмуртии, который занесен в реестр малочисленных народов России", — рассказала Мария.

Первая встреча и любовь на всю жизнь

О бесермянах Мария Корепанова узнала, когда поступила в музыкальный колледж в Ижевске на отделение народного хора. Одним из учебных заданий студентов было участие в фольклорных экспедициях. Собранный в них материал они записывали, изучали и потом исполняли.

Так Мария оказалась в селе Юнда, где жили бесермяне и где она и узнала их язык и песни. "Я познакомилась с очень милыми бесермянскими бабушками. Они знали моего педагога, и это сразу расположило их ко мне", — сказала Мария Корепанова.

В тот день был какой-то праздник, бабушки принесли угощение и стали петь. Их пение произвело на Марию столь сильное впечатление, что с тех самых пор, 18 лет, она занимается изучением бесермянских песен.

"Меня приняли в "семью" бесермян, со мной делились знанием и традициями этого народа, передаваемыми из поколения в поколение. Культура бесермян стала дорогой моему сердцу и моей душе, поэтому я посвятила себя изучению и исполнению этих уникальных древних напевов", — призналась Мария.

Напевы бесермян — импровизационные, объяснила Мария, называются "крезь". Их уникальность состоит в том, что при пении импровизируется текст, представляющий собой асемантическую лексику. То есть это слова, которые утратили свое значение и которые никак нельзя перевести. В современном бесермянском языке таких слов нет.

В данном случае сложно понять, о чем человек поет.

"Бесермянский крезь — иное, здесь о содержании можно только догадываться, догадываться по настроению поющего", — рассказала Мария и исполнила один из древних бесермянских напевов.

Сегодня в селе Юнда существуют два фольклорных коллектива, исполняющих народную музыку. Из тех бабушек, кто когда-то встречали и помогали Марии, в живых осталась только 80-летняя Ангелина Петровна Урасинова, проводник Марии Корепановой в мире бесермянского фольклора.

"У меня такое чувство, что ты всегда пела с нами", — эти слова Урасиновой, сказанные однажды Марии, стали самым дорогим в ее жизни подарком.

Вам также может быть интересно:

204
Теги:
нацменьшинства, Эстония, финно-угры
Тема:
Финно-угорские народы в Эстонии (13)
По теме
Эксперт по Прибалтике: президенты Эстонии и России могут сотворить сенсацию
В День родственных народов Минкульт Эстонии не поздравил родину финно-угров
В России рассказали, от чего зависит возможный визит Путина в Тарту
Загрузка...


Орбита Sputnik