Российский режиссёр Борис Акопов

Акопов: "Бык" из криминальной России 90-х неожиданно покорил и Европу

277
(обновлено 09:31 23.11.2019)
Какого известного российского политика из фильма "Бык" не узнали в Женеве и действительно ли 90-е годы в России были самым жутким временем, в интервью Sputnik Эстония рассказал бывший артист балета, а теперь уже признанный режиссер из России Борис Акопов.

ТАЛЛИНН, 22 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Российский режиссер Борис Акопов в Таллинне на кинофестивале PÖFF и субфестивале KinoFF в Кохтла-Ярве представляет свой первый полнометражный фильм "Бык".

Акопов прилетел в Таллиннский аэропорт рейсом из Москвы в день таллиннского показа, 22 ноября, и по прибытии в отель в центре эстонской столицы встретился с корреспондентом Sputnik Эстония.

Рейс прошел, сообщил Борис Акопов, отлично — летать, по собственному признанию, режиссер не любит и даже побаивается. К слову, будучи артистом балета, рассказал Акопов, он много гастролировал и посещал различные страны, но вот в Эстонии ему бывать не доводилось: "Закрываю какие-то бреши в познании мира". Расположившись поудобнее в лобби отеля, Борис Акопов и корреспондент Sputnik Эстония начали диалог. Конечно, с вопроса о пока главном кинопродукте начинающего режиссёра — фильме "Бык".

Действие этой кинокартины, получившей главный приз российского кинофестиваля "Кинотавр", происходит в российском городке в последнем десятилетии XX века — с пустыми прилавками магазинов, экономической пропастью и многочисленными криминальными драмами.

"Молодой лидер преступной группировки Антон Быков по прозвищу "Бык" вынужден зарабатывать любыми способами, чтобы обеспечить свою семью. После перестрелки Антон попадает в отделение милиции, откуда его вызволяет один из московских авторитетов. В качестве благодарности авторитет просит героя об опасной услуге" — такой сюжет у картины.

- Какова история создания фильма "Бык"?

— Когда я закончил ВГИК и защитил диплом короткометражкой "Рай", то оказался в небольшой прострации. Пять лет я проучился в институте, а что делать дальше, было непонятно. Сам я из маленького города Московской области — Балашихи. Я не был в Балашихе много лет, но там до сих пор живет моя мама, так что решил вернуться после окончания института в свой motherland (буквально "страна матери" на английском языке — Ред.).

Поскольку я 1985 года рождения, то зацепил и 90-е, с их криминальными разборками, всё моё начало осознанной жизни идёт оттуда. Так что, вернувшись в Балашиху, я начал вспоминать те времена, разбираться в них.

Конечно, Подмосковье сильно поменялось в лучшую сторону, но там до сих пор можно найти закоулки в таком же запустении, как было в 90-х. Плюс мой отец, когда я был маленьким, работал следователем.

Его истории и мои ожившие воспоминания сложились за четыре месяца в полноценный сценарий, как лоскуты в одеяло. И так как фильм "Рай" победил на студенческом фестивале ВГИКа, то продюсерские компании заинтересовались моими новыми наработками. У одного из продюсеров, Фёдора Попова, был наиболее предметный интерес, так что начали работать.

- Фильм показывает довольно жестокие события, в которые порой не верится. Карикатурен ли он?

— Наоборот, все его персонажи взяты из жизни и имеют прототипов. Карикатура — это больше злое подражание, гипертрофирование каких-то характерных черт. Я не ставил перед собой такую задачу, а пытался максимально приблизить картину к реальности, которой, конечно, уже нет.

- Но вы с такой реальностью сталкивались?

— Несомненно. Уже в первой сцене драки на пустыре фигурирует персонаж Вася, брат девочки Тани. Ему столько лет, сколько тогда было мне. Этот персонаж — как мое зеркало, и те сцены, где есть Вася, показаны как бы моими глазами. Впрочем, мнения о фильме разделились.

Российский режиссёр Борис Акопов
© Sputnik / Денис Пастухов
Российский режиссёр Борис Акопов

Я много показывал фильм — и в российских крупных городах, и в глубинке, и за рубежом. Находятся люди, которые говорят "спасибо, всё так и было", а есть и такие, которые пишут потом, что, мол, ничего такого и близко не было. Думаю, это зависит от окружения, где человек проводил то время. Поэтому для одних это точный отпечаток действительности, для других — фантасмагория.

Так же было и когда я собирал материал для сценария: отзывы одних о 90-х были в стиле "ой, это было ужасно", они будто спрятали эти воспоминания в коробочку и убрали подальше, чтобы не доставать никогда. Но есть и диаметрально противоположные мнения, что 90-е — это "настоящая свобода, было здорово!". Я нахожусь, таким образом, между Сциллой и Харибдой, но это и интересно.

Кадр из фильма Бык
© Фото : Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» © 2019
Кадр из фильма "Бык"

Что касается моего личного взгляда на 90-е, то это жаркое время пришлось на период моего детства. Мне было всё по кайфу. Да, мне доводилось видеть массовые драки, кровь в подъезде, шприцы, всё такое негативное. Но у меня, считаю, было счастливое детство. Ребенку ведь много не надо — пара бутербродов, полазить по деревьям да побегать по крышам гаражей. Став взрослым, я немного по-другому посмотрел на 90-е, так что одним эпитетом я это время охарактеризовать не могу.

- "Быка" часто сравнивают с другими российскими фильмами о том же периоде — "Братом", "Бригадой", "Бумером". Есть ли среди них эталонный для вас?

— Если бы был фильм, который я мог бы назвать эталоном, то за "Быка" я, наверное, не взялся бы. Люблю творчество Балабанова, но фильм "Брат", который хоть и считаю хорошим, в культ не возводил, как многие другие.

"Бумер" меня тоже не очень устраивает, а "Бригаду" я вообще не смотрел. У нас на съёмочной площадке был человек, который говорил: "Боря, эту фразу не надо, это было в "Бригаде"!

Это хохма, конечно, но в целом сериалы и фильмы о 90-х мне не нравились. Отчасти и поэтому я предложил в "Быке" свое видение этого времени. Кино нужно делать как бы для себя, чтобы нравилось самому. Тогда, возможно, найдутся и зрители, которым фильм понравится.

- Возможно, поэтому в фильме "Бык" вы не только режиссер, но и сценарист, и монтажер, и один из композиторов — чтобы сделать продукт максимально своим?

— Я абсолютно не деспот в творчестве. Просто найти на 100% "своего" человека очень сложно. Я, например, искал сценариста, так как настоящим сценаристом себя не считаю. И так как не нашел, то пришлось делать самому. А вот режиссером монтажа я работал и раньше, профессионально умею это делать, лучше меня вряд ли кто смонтировал бы. Музыка же — моё хобби, но второй композитор фильма, он же звукорежиссер, послушал мои треки и дал добро.

- А кто отбирал актеров?

— Выбор актеров остался за мной. Это вообще самое важное, и слава богу, что моя киностудия и продюсер не те, кто давит на режиссера в плане выбора актеров.

- А как вы выбрали название?

— Вы знаете, первый вариант сценария был более романтичен — фильм назывался "Бычье сердце". Но когда мы посмотрели сам материал, то поняли, что такое романтичное название не соответствует энергии фильма. А вот "Бык" звучит хлестко, четко и подходит намного лучше.

- Если вернуться к вашему прошлому, то почему вы поменяли балет на кинематограф?

— Балетом бросил заниматься, так как этот вид искусства слишком травмоопасен. У меня накопились травмы, да и век артиста балета недолог. Я поступал во ВГИК в 24 года, а в балете это уже закат, тело черствеет (так как с детства занимался балетом, у меня всё болит), больше балетом не занимаюсь, а занимаюсь спортом: велосипедом, бегом, большим теннисом, ну и маленьким. Так вот, надо было двигаться дальше, а учиться на хореографа-постановщика, чтобы ставить балет, я не хотел. Кино же всегда любил, смотрел его, читал о нем. Вот и решил выбрать ВГИК.

- Вы сказали, что и раньше показывали фильм за границей. В Эстонии, возможно, на показы придут и эстоноязычные зрители, а кому-то из них Россия, тем более 90-х, может быть совсем незнакома. А как в целом воспринимают фильм за рубежом?

— Я был уверен, что фильм предназначен исключительно для "внутреннего пользования". И мне было удивительно, что "Бык" попал, к примеру, в конкурсную программу "К Востоку от Запада" (для фильмов со всего мира) кинофестиваля в чешских Карловых Варах и, более того, получил там Гран-при. При этом жюри было международным — из пяти человек по-русски говорил только Сергей Лозница, но и тот с Украины. Но, видимо, кроме главной узкой темы фильма в нем есть более фундаментальные вещи — тема любви. И, наверное, какие-то удачные режиссерские ходы, что приятно мне как автору картины.

Режиссер фильма Бык Борис Акопов (справа) дает указания артистам
© Фото : Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» © 2019
Режиссер фильма "Бык" Борис Акопов (справа) дает указания артистам

Стоит упомянуть, что были при заграничных показах и забавные моменты. Например, в Швейцарии на вопросах и ответах после фильма спросили: "А что это за мужчина в конце фильма?" И зал засмеялся, потому что старшее поколение, естественно, знает, кто такой Ельцин. А девушке лет 17, она из Женевы, понятное дело, откуда ей знать Бориса Николаевича. Так что не все нюансы, возможно, понятны жителям заграницы или же молодежи.

Вам может быть также интересно:

277
Теги:
интервью, Россия, Sputnik Эстония, кино
Тема:
Кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF) — 2019 (9)
По теме
Кинокритик поведала, чем эстонская публика отличается от российской — видео
PÖFF-2019: какие фильмы Эстонии попытаются отобрать "корону" у Литвы
Режиссер Жалнин: кино есть и будет бизнесом больших рисков
Загрузка...


Орбита Sputnik