Баннеры на трамвайной остановке в Таллинне

Русским определили место на блюде эстонского племени

278
(обновлено 10:29 09.01.2019)
Николай Филонов
Что стоит за вызвавшей скандал рекламной кампанией эстонской партии в канун парламентских выборов, подробно объясняет колумнист Sputnik Эстония Николай Филонов.

Провокационная рекламная кампания партии "Эстония 200" послужила лакмусовой бумагой для эстонского общества — по реакции на нее стало сразу понятно, насколько эстонское общество подвержено манипуляциям и как местные политики относятся к своим избирателям.

С точки зрения предвыборных технологий все сработало безупречно. О методах противопоставления можно прочитать в любом учебнике по пиару.

Другое дело, что в Эстонии до сих пор эти технологии прямо применялись не столь уж часто. Конечно, знаменитое "Очистим площадку" (Plats puhtaks!) начала 1990-х отчасти тоже можно вписать в этот ряд, однако противопоставление тут предполагалось скорее социальное, нежели по национальному признаку. Хотя в результате получилось и то, и другое.

Дошли до крайности

Прямо же в рамках предвыборной кампании противопоставлять нации, вольно или невольно проводя аналогии с осужденными мировым сообществом методами расовой дискриминации гитлеровской Германии или режима апартеида, еще не додумывался никто.

Самое печальное, что мысль о допустимости размещения в центре столицы современной Эстонии плакатов с указанием места для русских по сравнению с эстонцами могла появиться в принципе.

Представляете, что было бы, если бы вместо надписи "русские" на рекламе появилось упоминание чернокожих, цыган или претерпевших ужасы Холокоста евреев? Уверен, уже через час после этого премьер-министр страны вместе с президентом лично снимали бы их под многочисленные извинения перед мировым сообществом и обещали бы наказать виновных.

Отличный ход или сомнительный успех — пиарщики оценили плакаты "Эстонии 200" >>

Но сейчас ничего подобного не происходит – упомянули же русских ("ради их же блага"). Разместившая плакаты партия теперь получает с шумихи в прессе свои политические дивиденды и вещает о том, как она страстно хочет сделать эстонцев и русских единым народом через ассимиляцию русских на базе эстонского языка.

Выходит, что подобные акции у нас допустимы? Чем отличается нынешний посыл от знаменитого высказывания эстонских политиков о том, что в результате событий "бронзовой ночи" русским показали "их истинное место"? Тогда показали место, теперь на него намекнули…

Единый вектор

Получается, что рамки политической культуры Эстонии вполне позволяют указывать, что должны делать представители конкретной национальности для того, чтобы стать "частью единой Эстонии". В принципе, посыл "Эстонии 200" ничем не отличается от недавнего призыва президента Эстонии позволить всем желающим принять язык, культуру и взгляды эстонцев.

Поскольку демографическое положение в стране сложное, то единственным вариантом решения проблемы сохранения эстонского языка и культуры многим эстонским политикам представляется в расширении числа эстонцев за счет других наций, прежде всего местных русских.

Естественно, никто самих русских о желании становиться эстонцами не спрашивал. Просто должны стать — снова "ради их же блага". Именно тут берет начало тезис о единой школе, где эстонцы и русские учились бы на едином эстонском языке.

Добрый и злой полицейские

Некоторым эстонским политикам, вроде министра юстиции от партии "Отечество" Урмаса Рейнсалу, такой подход якобы не нравится. Его партия просто предлагает начать преподавать все предметы на эстонском, но отдельно от эстонцев. Такой вариант сейчас практикуется в соседней Латвии.

Но отличия предложений партии "Эстония 200" и "Отечества" лишь в деталях — в любом случае, по их мнению, образование на русском языке должно быть в стране ликвидировано. То есть для русских снова определили их "истинное место". А дальше уже для публики (через публичные письма и "жаркие споры" в СМИ) идут дискуссии, подобные знаменитому спору о том, обрубать ли собаке хвост сразу или же по частям?

Мысли о том, чтобы этого не делать вообще, не возникает в принципе!

Оригинальный комментарий, касающийся единодушия эстонских политиков, дала на днях член правления объединения "Русская школа Эстонии" Алиса Блинцова:

"Когда госпожа Кальюлайд (президент Эстонии — Ред.) говорит "мы приняли", "мы решили", "мы договорились", то она имеет в виду не эстонское государство, а свое дикое племя, которое живет не в демократическом государстве, а в первобытном. С представителями русской общины представители этого племени ни о чем не договаривались. Нам еще повезло, что они не "договорились" между собою съесть нас на обед", — иронизирует Блинцова.

Блинцова о планах Кальюлайд: так рассуждает не глава государства, а вождь племени >>

И действительно, характер манипуляций настроениями избирателей в Эстонии таков, что легко позволяет делать даже те шаги, которые в большинстве цивилизованных стран мира были бы абсолютно недопустимы. До тех пор пока это будет сходить политикам с рук, проживающие в Эстонии национальности будут отдаляться друг от друга. А любые попытки ассимиляции лишь усилят противоречия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

278
Теги:
выборы в Рийгикогу, "Эстония 200", Эстония
Тема:
Скандальная акция партии "Эстония 200" в Таллинне (13)
Комментарии
Загрузка...


Орбита Sputnik